Артефакты - упрямая вещь
В понедельник в академических залах Русского музея состоялся запуск бесплатного музейного приложения дополненной реальности Artefact, разработанного Министерством культуры для музеев России.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
В Русском музее работа приложения выглядит так. Посетитель музея может загрузить его на свой смартфон с сайта ar.culture.ru, навести его на одну из 40 картин и узнать о ней много интересного. Например, где на знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» изображены языческий жрец и христианский священник. Или как выглядело до реставрации полотно Григория Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря», а заодно узнать, кто такой Усмарь, как звали натурщика, служившего моделью для художника и кто делал гравюры с картины.
Приложение работает на русском и английском языках.
Самое-самое из постоянной экспозиции отбирали сотрудники Русского музея, список открывает икона «Ангел златые власы» XII века, а завершает картина Дмитрия Жилинского «Гимнасты СССР», созданная в 1964 - 1965 годах. В список вошли портреты «смолянок» Дмитрия Левицкого, «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Бурлаки» Ильи Репина, «Взятие снежного городка» Василия Сурикова.
Полотно Генриха Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» сейчас перемещено из Михайловского дворца на его выставку в Корпус Бенуа. Там с «Артефактом» смогут ознакомиться те, кто редко заглядывает на постоянную экспозицию ГРМ. Протестировать приложение смогут и гости выставки «Народное искусство Нижегородского края».
Как рассказал Тимур Алейников, заместитель директора главного информационно-вычислительного центра Минкультуры РФ, проект начинался три года назад. Перед специалистами центра было поставлено две задачи. Первая - создать единое приложение, которое позволит посетителям десятков музеев получить дополнительную информацию об экспонатах. Сейчас к проекту подключены около 70 музеев России, в том числе ГМИИ им. Пушкина, Кижи, усадьба «Кусково», музеи-заповедники Владимира и Вологды.
Алейников считает, что смартфоны, которые обычно отвлекают от общения с музеем, должны привлекать к нему, и важно - чтобы в режиме реального времени: молодой зритель не будет потом читать «Википедию» и путеводители.
Вторая задача - сделать так, чтобы музейщики могли сами без помощи профессиональных компьютерщиков загружать в приложение новые экспонаты.
В ближайшее время в залах Русского музея будут установлены новые QR-коды, которые позволят загружать «Артефакт» на месте. В начале 2018 года приложение дополнят аудиогиды на русском и английском языках. Идет работа над переводом всего содержимого «Артефакта» на испанский и китайский.
«Мы должны отвечать вызовам времени» - так прокомментировал запуск «Артефакта» Григорий Голдовский, и. о. заместителя директора ГРМ по научной работе. Отпадает необходимость в привычных экскурсиях и просветительских брошюрах. Зато музейщики получают больше возможностей для научного комментария и собственных версий.
Материалы рубрики
Фондохранилища Русского музея пополнились шестью произведениями художников Императорского фарфорового завода
Многодетные семьи смогут бесплатно посещать Ленинградский зоопарк
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии