Арт-квартира Федора Ивановича
В Доме-музее Ф. И. Шаляпина открылось пространство для современного искусства Chaliapine ArtFlat.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Под новый выставочный зал освободили одну из квартир на первом этаже, где раньше было что-то вроде склада. Летом и осенью на средства фонда развития музея сделали ремонт: оставили кирпичную кладку на стенах, отреставрировали потолок со старинной лепниной, положили пол, закупили световое и видеооборудование... Сейчас помещение полностью приспособлено для проведения кинопоказов, выставок, дискуссий и творческих встреч.
«Мы выбрали такое название, чтобы привлечь молодых людей, – говорила на вернисаже директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица. – Мне больше нравилось «Петербургский Монмартр»: исторически сложилось, что творческая интеллигенция нашего города предпочитала селиться на Петроградской стороне. У моего поколения слово «Монмартр» вызывает трепет в душе, а для нынешнего, наверное, не так много значит». С Натальей Метелицей соглашались искусствовед Александр Боровский и художник Анатолий Белкин.
Напротив арт-квартиры в открытую дверь можно лицезреть запущенные интерьеры расселенной коммуналки, куда заглядывал каждый приходящий полюбоваться обновленным пространством. Наталья Метелица заметила интерес публики к руинам советского прошлого и пообещала, что в будущем сотрудники музея и здесь придумают театрализованную историю, что-нибудь вроде «музыки коммунальной квартиры».
Напомним, что особняк на ул. Графтио, 2Б, во времена Федора Ивановича Шаляпина был доходным домом. Знаменитый хозяин занимал второй этаж, где сейчас расположены постоянная экспозиция и концертный зал, остальные квартиры сдавал жильцам.
То, что у шаляпинского музея теперь новый имидж, заметно с порога. Стильный дизайн разработан финским агентством Inro design. Скоро будут установлены новый указатель на Каменноостровском проспекте и вывеска, появится шаляпинский росчерк на асфальте; в окнах – портреты певца в разных ролях, на стенах парадной уже красуется его портрет. Предусмотрены даже новые этикетки к экспонатам. Любопытный турист вряд ли пройдет мимо, увидев самого Шаляпина, который как будто приглашает его зайти в гости.
Первая выставка в арт-квартире называется «Пространство художника. Театр. Кино» и приурочена к столетию «Ленфильма». Представлены кино- и театральные эскизы, макеты, костюмы из кинофильмов и спектаклей, афиши и плакаты, бутафория, найденная в цехах «Ленфильма» и в Александринском театре. В зале воссоздана атмосфера кинотеатра 1920-х годов. На большом экране демонстрируется подборка примерно двух десятков фильмов: от театрализованной постановки Николая Евреинова «Взятие Зимнего дворца» (1920) до драмы Алексея Германа «Хрусталев, машину!» (1991). Устроившись на расставленных рядком деревянных стульях, можно наблюдать главные вехи истории отечественного кинематографа. А вокруг – иллюстрации к страницам этой истории, артефакты великого прошлого «важнейшего из искусств».
Хронологический принцип соблюден. Первая половина ХХ века: эскизы Александры Экстер и Александра Родченко, Натана Альтмана. На кирпичных стенах наклеены газетные вырезки с анонсом концерта «Артистъ — солдату» и спектакля «Макбет» с Юрием Юрьевым в главной роли – первой и единственной постановки созданного артистом Театра трагедии. Последующие годы представлены творчеством Григория Козинцева, начинавшего свой путь в искусстве как художник, и Николая Акимова.
Но больше всего работ современных мастеров, которым принадлежит художественное решение знаковых фильмов советской и постсоветской эпох: Владимира Светозарова («Хрусталев, машину!», «Мастер и Маргарита», Собачье сердце»), Марка Каплана («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой»), Натальи Васильевой («Тень», «Звезда пленительного счастья»), эскизы Марины Азизян к театральным постановкам...
Это, разумеется, далеко не все, что разместилось на примерно ста двадцати квадратных метрах. В небольшой с виду уютной арт-квартире происходит погружение в другую реальность. Можно подойти и рассмотреть платье Ии Саввиной, в которое была одета ее дама с собачкой в одноименном кинофильме, или костюм учителя богословия из фильма «Черная курица, или Подземные жители», блестяще сыгранного Евгением Евстигнеевым. А еще можно повесить свое пальтецо на вешалку рядом с вещами единственного зрителя этого кинозала – безликий манекен в кепочке выглядит таким одиноким, что сердце защемило от жалости к нему...
Следующая выставка в новом пространстве будет приурочена к 50-летию джазового клуба «Квадрат» и запланирована на январь.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5358) от 10.12.2014.
Комментарии