Аромат музыкального пирожного

«Свинопас» в театре «Зазеркалье», «Кот в сапогах» в «Санкт-Петербург-опера», «История слоненка Бабара» в Концертном зале Мариинского театра, «Том Сойер» в Театре музыкальной комедии - серия мартовских премьер детских спектаклей в музыкальных театрах города нарисовала приятную картину положения дел в этой важной отрасли культуры.

Аромат музыкального пирожного | Иллюстрация Andrey-Kuzmin/shutterstock.com

Иллюстрация Andrey-Kuzmin/shutterstock.com

Кто не знает сказку Андерсена «Свинопас»? В «Зазеркалье» на нее посмотрели по-новому. Композитор Илья Партас сочинил практически оперу, хотя и с развернутыми драматическими диалогами. Музыка «Свинопаса» информативно плотна, мелодические структуры богатые, в интонациях сольных и ансамблевых номеров не просто сквозит, а во весь голос заявляет о себе оперная эрудиция автора. Художница Мария Медведева решила образ спектакля в стиле, знакомом и приятном глазу по зазеркальскому «Старику Хоттабычу». Персонажи кажутся нарисованными яркими красками в детской книжке и соскочившими с ее страниц. Силуэты костюмов предельно ясны, в них элегантность сочетается с клоунской эскападой. Им под стать и хореография Ольги Красных. Главное открытие премьеры, удачный дебют - режиссер Анна Снегова, солистка этого театра. Год за годом она росла на режиссерском методе главного режиссера Александра Петрова и очень хорошо усвоила его основной закон - относиться к детям, как к маленьким взрослым, с которыми можно и нужно говорить обо всем.

В спектакле есть сказочный король с нарочито условной короной, съехавшей набок. В исполнении Александра Подмешальского это король в квадрате. Он беспокоится о своих «подданных» - семействе свинок, которых старательно подкармливает... попкорном, и они неуклонно набирают вес, вырастая из милых свинок в разухабистых свиноматок (что иронично подчеркнуто в костюме свинок-мам наличием трех лифчиков на каждой). А кто ж не знает, что сегодня без попкорна не обходится ни один киносеанс, что зачастую превращает кино в бездумную жвачку.

У Андерсена попкорна нет, зато есть главный мотив - любви к ненастоящему. Принцессе предлагают живую розу и настоящего соловья, а ей по сердцу приходится горшочек с колокольчиками. В «Зазеркалье» немало отличных принцесс. В исполнении Елены Витис этот персонаж помимо выразительных глаз имеет красивый оперный голос. В пару ей найден и лирический тенор Денис Снигирев, убедительно игравший порывистого романтического героя.

Детский мюзикл «Том Сойер» Сергея Баневича в Театре музыкальной комедии после премьеры в 1971 году пережил уже несколько постановок. На нем вырастали предыдущие поколения зрителей Музкомедии, а в роли Тома в свое время забавляла публику сама Зоя Виноградова. Сегодня спектакль предстал в измененном виде на Малой сцене, к которой адаптировали более камерный состав оркестра. Исчез ряд персонажей второго плана, появилось несколько новых номеров.

Из слов композитора, приведенных в премьерном буклете, следовало, что «социальная и географическая привязка», а также «американизмы», присутствовавшие когда-то, будто мешали созданию более правильной «истории дружбы и любви Тома, Гека, Бекки и Бена». В этом спектакле «привязки» и «американизмов», стало быть, нет, и все проходит безмятежно, если не считать совсем уж необходимых шалостей главного героя. Хотя перед глазами зрителя оказываются вполне американские домики, да и в музыке слышны фирменные ковбойские мотивчики.

Поставленный Анной Осипенко, которая умеет умно оживлять сценарную материю, наделяя ее энергией и открытостью миру, спектакль держится на заразительной актерской игре пары Романа Вокуева (Том) и Ивана Корытова, который показал в роли Гека новые грани своего артистического таланта. Известная по опереточным спектаклям изумительная каскадная партнерша Романа Анастасия Лошакова по-детски обворожительно и задорно перевоплотилась в Бекки. Яркими акцентами в спектакле были выходы Бена в исполнении артиста хора Андрея Казначеева, сильно напомнившего своей пластикой и речью телезвезду развлекательных программ Александра Гудкова. Примадонна оперетты Светлана Лугова по-домашнему устроилась в образе любящей хлопотуньи тети Полли.

«Кот в сапогах» Цезаря Кюи в театре «Санкт-Петербург-опера» - раритет не только для детей, но и для ученых-музыковедов, которые вряд ли где-то смогут услышать это сочинение одного из членов легендарной «Могучей кучки». Мелодический язык этой оперы обаятелен, лишен слащавости и идеально вписывается в камерную сцену домашнего театра. Современности дискотечного звучания в аранжировке Мирослава Дробота добавили здесь ударные, продиктовавшие и соответствующую пластику танцев.

Для отлично подкованных артистов этого театра переход в другой возрастной регистр не стал проблемой, они с нескрываемым удовольствием поиграли в театр для детей. Тенор Дмитрий Уди эффектно сыграл и спел великого сказочного дипломата - роскошного рыжего кота. Из тенора Леонтия Сальенского вышел отменный наивный простак - хозяин кота Жак. Король у Виктора Алешкова слегка смахивал на Эраста Гарина из «Золушки». А сопрано Каролина Шаповалова в платье Принцессы порадовала своей звонкой колоратурой не хуже, чем в полноценной опере.

Вячеслав Окунев сочинил сказочную фактуру и в декорациях, и в костюмах, а для Людоеда он придумал страшную маску, которую легким движением руки можно было превратить в львиную морду. Мышка же выскочила с помощью видеопроекции. По окончании спектакля можно было подслушать мнение довольной мамочки: «Опера, оказывается, может быть совсем не такой трудной для восприятия»...

Парижскими ароматами довоенной поры напоена с французской легкостью поставленная Аллой Чепинога и нарисованная Мариной Абдуллаевой «История слоненка Бабара» Франсиса Пуленка. Впервые эта музыкальная история для детей появилась в зале Прокофьева в Мариинском-2 и прозвучала под аккомпанемент рояля. Сейчас к этой истории «руку приложил» целый камерный оркестр под управлением Ивана Столбова.

Спектакль хорош тем, что главные участники в нем - настоящие дети, они словно попадают в свою любимую книжку, становясь ее персонажами - ездят в картонном авто, едят картонные пирожные, носят изящные костюмчики. Рисованный картонный стиль поразительно вписывается в эстетику деревянных стен Концертного зала, что дает уникальные пространственные резонансы. Здесь нет пения - только слова и оркестр, исполняющий истинно французскую музыку Пуленка, впитавшую танцевальные и песенные ритмы 1940-х. Нежную колыбельную Слонихи хочется слушать снова и снова - так же, как герой Пруста уносился в свое прошлое благодаря аромату пирожного «мадлен».

#театр #музыка #дети

Комментарии