Аромат музыкального пирожного

«Свинопас» в театре «Зазеркалье», «Кот в сапогах» в «Санкт-Петербург-опера», «История слоненка Бабара» в Концертном зале Мариинского театра, «Том Сойер» в Театре музыкальной комедии - серия мартовских премьер детских спектаклей в музыкальных театрах города нарисовала приятную картину положения дел в этой важной отрасли культуры.

Аромат музыкального пирожного | Иллюстрация Andrey-Kuzmin/shutterstock.com

Иллюстрация Andrey-Kuzmin/shutterstock.com

Кто не знает сказку Андерсена «Свинопас»? В «Зазеркалье» на нее посмотрели по-новому. Композитор Илья Партас сочинил практически оперу, хотя и с развернутыми драматическими диалогами. Музыка «Свинопаса» информативно плотна, мелодические структуры богатые, в интонациях сольных и ансамблевых номеров не просто сквозит, а во весь голос заявляет о себе оперная эрудиция автора. Художница Мария Медведева решила образ спектакля в стиле, знакомом и приятном глазу по зазеркальскому «Старику Хоттабычу». Персонажи кажутся нарисованными яркими красками в детской книжке и соскочившими с ее страниц. Силуэты костюмов предельно ясны, в них элегантность сочетается с клоунской эскападой. Им под стать и хореография Ольги Красных. Главное открытие премьеры, удачный дебют - режиссер Анна Снегова, солистка этого театра. Год за годом она росла на режиссерском методе главного режиссера Александра Петрова и очень хорошо усвоила его основной закон - относиться к детям, как к маленьким взрослым, с которыми можно и нужно говорить обо всем.

В спектакле есть сказочный король с нарочито условной короной, съехавшей набок. В исполнении Александра Подмешальского это король в квадрате. Он беспокоится о своих «подданных» - семействе свинок, которых старательно подкармливает... попкорном, и они неуклонно набирают вес, вырастая из милых свинок в разухабистых свиноматок (что иронично подчеркнуто в костюме свинок-мам наличием трех лифчиков на каждой). А кто ж не знает, что сегодня без попкорна не обходится ни один киносеанс, что зачастую превращает кино в бездумную жвачку.

У Андерсена попкорна нет, зато есть главный мотив - любви к ненастоящему. Принцессе предлагают живую розу и настоящего соловья, а ей по сердцу приходится горшочек с колокольчиками. В «Зазеркалье» немало отличных принцесс. В исполнении Елены Витис этот персонаж помимо выразительных глаз имеет красивый оперный голос. В пару ей найден и лирический тенор Денис Снигирев, убедительно игравший порывистого романтического героя.

Детский мюзикл «Том Сойер» Сергея Баневича в Театре музыкальной комедии после премьеры в 1971 году пережил уже несколько постановок. На нем вырастали предыдущие поколения зрителей Музкомедии, а в роли Тома в свое время забавляла публику сама Зоя Виноградова. Сегодня спектакль предстал в измененном виде на Малой сцене, к которой адаптировали более камерный состав оркестра. Исчез ряд персонажей второго плана, появилось несколько новых номеров.

Из слов композитора, приведенных в премьерном буклете, следовало, что «социальная и географическая привязка», а также «американизмы», присутствовавшие когда-то, будто мешали созданию более правильной «истории дружбы и любви Тома, Гека, Бекки и Бена». В этом спектакле «привязки» и «американизмов», стало быть, нет, и все проходит безмятежно, если не считать совсем уж необходимых шалостей главного героя. Хотя перед глазами зрителя оказываются вполне американские домики, да и в музыке слышны фирменные ковбойские мотивчики.

Поставленный Анной Осипенко, которая умеет умно оживлять сценарную материю, наделяя ее энергией и открытостью миру, спектакль держится на заразительной актерской игре пары Романа Вокуева (Том) и Ивана Корытова, который показал в роли Гека новые грани своего артистического таланта. Известная по опереточным спектаклям изумительная каскадная партнерша Романа Анастасия Лошакова по-детски обворожительно и задорно перевоплотилась в Бекки. Яркими акцентами в спектакле были выходы Бена в исполнении артиста хора Андрея Казначеева, сильно напомнившего своей пластикой и речью телезвезду развлекательных программ Александра Гудкова. Примадонна оперетты Светлана Лугова по-домашнему устроилась в образе любящей хлопотуньи тети Полли.

«Кот в сапогах» Цезаря Кюи в театре «Санкт-Петербург-опера» - раритет не только для детей, но и для ученых-музыковедов, которые вряд ли где-то смогут услышать это сочинение одного из членов легендарной «Могучей кучки». Мелодический язык этой оперы обаятелен, лишен слащавости и идеально вписывается в камерную сцену домашнего театра. Современности дискотечного звучания в аранжировке Мирослава Дробота добавили здесь ударные, продиктовавшие и соответствующую пластику танцев.

Для отлично подкованных артистов этого театра переход в другой возрастной регистр не стал проблемой, они с нескрываемым удовольствием поиграли в театр для детей. Тенор Дмитрий Уди эффектно сыграл и спел великого сказочного дипломата - роскошного рыжего кота. Из тенора Леонтия Сальенского вышел отменный наивный простак - хозяин кота Жак. Король у Виктора Алешкова слегка смахивал на Эраста Гарина из «Золушки». А сопрано Каролина Шаповалова в платье Принцессы порадовала своей звонкой колоратурой не хуже, чем в полноценной опере.

Вячеслав Окунев сочинил сказочную фактуру и в декорациях, и в костюмах, а для Людоеда он придумал страшную маску, которую легким движением руки можно было превратить в львиную морду. Мышка же выскочила с помощью видеопроекции. По окончании спектакля можно было подслушать мнение довольной мамочки: «Опера, оказывается, может быть совсем не такой трудной для восприятия»...

Парижскими ароматами довоенной поры напоена с французской легкостью поставленная Аллой Чепинога и нарисованная Мариной Абдуллаевой «История слоненка Бабара» Франсиса Пуленка. Впервые эта музыкальная история для детей появилась в зале Прокофьева в Мариинском-2 и прозвучала под аккомпанемент рояля. Сейчас к этой истории «руку приложил» целый камерный оркестр под управлением Ивана Столбова.

Спектакль хорош тем, что главные участники в нем - настоящие дети, они словно попадают в свою любимую книжку, становясь ее персонажами - ездят в картонном авто, едят картонные пирожные, носят изящные костюмчики. Рисованный картонный стиль поразительно вписывается в эстетику деревянных стен Концертного зала, что дает уникальные пространственные резонансы. Здесь нет пения - только слова и оркестр, исполняющий истинно французскую музыку Пуленка, впитавшую танцевальные и песенные ритмы 1940-х. Нежную колыбельную Слонихи хочется слушать снова и снова - так же, как герой Пруста уносился в свое прошлое благодаря аромату пирожного «мадлен».

#театр #музыка #дети

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.