Армянское древо

Принимая эстафету Русского музея, где на днях завершила работу большая персоналия Ивана Айвазовского, Музей искусства Петербурга XX - XXI веков (МИСП) открыл выставку «Древо традиций» - произведения армянских художников, связанных с нашим городом.

Армянское древо  | Левон Лазарев. «Дмитрий Шостакович». Репродукция. ФОТО АВТОРА

Левон Лазарев. «Дмитрий Шостакович». Репродукция. ФОТО АВТОРА

Куратор проекта и руководитель МИСП Марина Джигарханян сообщила газете, что выставлено 250 работ 37 авторов. Ствол «Древа» выращен из картин и скульптур, которые находятся в собрании самого музея. Это хороший случай еще раз показать его богатства.

Главными ветвями стали произведения старых армянских мастеров из частных коллекций (многие публика никогда не видела) и работы из мастерских ныне здравствующих авторов. Последняя часть оказалась меньше, чем количество активно работающих петербургских художников с армянскими корнями. Но как площади МИСП, так и возможности зрительского восприятия не безграничны.

«Древо» построено по традиционному принципу: от исторической части к работам самого последнего времени.

Акопа Овнатаняна (1806 - 1881) за его точные совершенные портреты часто называют армянским Рафаэлем. Он был вольнослушателем в Академии художеств, в 1841 году получил звание «неклассного художника». К его ранним произведениям относятся портреты мальчика (первый детский портрет в Закавказье) и мужчины из семьи Гургенбекян. Эти раритеты хранятся у наследников Веры Раздольской, историка западноевропейского искусства и многолетнего преподавателя Репинского института.

В 1969 году знаменитый Мартирос Сарьян сделал фломастером рисунок горного пейзажа и подарил Раздольской с дружеским посвящением. За полвека до этого он создал картину «Река Зангу и Арарат», которая предоставлена на выставку KGallery.

Дия Бекарян была ученицей Александра Осьмеркина, преподавала после войны в Мухинском училище. В ее пейзаже «Дорога на Севан» заметно влияние «русских сезанистов».

Монументалист Минас Аветисян окончил Академию художеств, в его картинах, в частности в «Женщине с чулком», видна энергичная сарьяновская палитра, которая делает обыденное женское занятие штопкой размышлением о вечных ценностях созидательного труда.

Исторический раздел завершают произведения Завена Аршакуни и Левона Лазарева, это хиты коллекции МИСП. Если радостные петербургские пейзажи Аршакуни хорошо известны, то некоторые скульптурные портреты Лазарева - Анны Ахматовой, Велимира Хлебникова, Олега Каравайчука, тонкий живописный портрет всегда сомневавшегося Дмитрия Шостаковича известны гораздо меньше. Впервые выставляются иллюстрации Лазарева к «1000 и одной ночи» из частного собрания.

В зале здравствующих художников центральное место отведено серии изысканных текстильных объектов Марины Азизян с текстами Тонино Гуэрры о тумане и отшельнике Лоренцо, лечившем все недуги проросшими бобами. Панно «Дом» сопровождается словами: «Мой дом стоит так высоко, что в нем слышен кашель Господа».

Выделим строгие петербургские пейзажи Дзовинар Бекарян с изгибами Карповки и канала Грибоедова в белые ночи, экспрессивные картины Хачатура Белого - «Пианист», «В мастерской», «Утро».

«Скульптор» Левы Бейбутяна - мускулистый мужичок с молотком, высекающий из неподатливого материала изображение виноградной лозы. «Демон» Ашота Казаряна - согбенная фигура из белого гипса, неожиданно трепетная и нежная.

Выставку «Древо традиций» сопровождает ежедневная кинопрограмма с показом фильма Сергея Параджанова «Цвет граната» и рабочих материалов к нему, его 8-минутного документального фильма «Акоп Овнатанян», подборки анимационных фильмов разных режиссеров по сказкам классика армянской литературы Ованеса Туманяна.


Комментарии