Армянское древо

Принимая эстафету Русского музея, где на днях завершила работу большая персоналия Ивана Айвазовского, Музей искусства Петербурга XX - XXI веков (МИСП) открыл выставку «Древо традиций» - произведения армянских художников, связанных с нашим городом.

Армянское древо  | Левон Лазарев. «Дмитрий Шостакович». Репродукция. ФОТО АВТОРА

Левон Лазарев. «Дмитрий Шостакович». Репродукция. ФОТО АВТОРА

Куратор проекта и руководитель МИСП Марина Джигарханян сообщила газете, что выставлено 250 работ 37 авторов. Ствол «Древа» выращен из картин и скульптур, которые находятся в собрании самого музея. Это хороший случай еще раз показать его богатства.

Главными ветвями стали произведения старых армянских мастеров из частных коллекций (многие публика никогда не видела) и работы из мастерских ныне здравствующих авторов. Последняя часть оказалась меньше, чем количество активно работающих петербургских художников с армянскими корнями. Но как площади МИСП, так и возможности зрительского восприятия не безграничны.

«Древо» построено по традиционному принципу: от исторической части к работам самого последнего времени.

Акопа Овнатаняна (1806 - 1881) за его точные совершенные портреты часто называют армянским Рафаэлем. Он был вольнослушателем в Академии художеств, в 1841 году получил звание «неклассного художника». К его ранним произведениям относятся портреты мальчика (первый детский портрет в Закавказье) и мужчины из семьи Гургенбекян. Эти раритеты хранятся у наследников Веры Раздольской, историка западноевропейского искусства и многолетнего преподавателя Репинского института.

В 1969 году знаменитый Мартирос Сарьян сделал фломастером рисунок горного пейзажа и подарил Раздольской с дружеским посвящением. За полвека до этого он создал картину «Река Зангу и Арарат», которая предоставлена на выставку KGallery.

Дия Бекарян была ученицей Александра Осьмеркина, преподавала после войны в Мухинском училище. В ее пейзаже «Дорога на Севан» заметно влияние «русских сезанистов».

Монументалист Минас Аветисян окончил Академию художеств, в его картинах, в частности в «Женщине с чулком», видна энергичная сарьяновская палитра, которая делает обыденное женское занятие штопкой размышлением о вечных ценностях созидательного труда.

Исторический раздел завершают произведения Завена Аршакуни и Левона Лазарева, это хиты коллекции МИСП. Если радостные петербургские пейзажи Аршакуни хорошо известны, то некоторые скульптурные портреты Лазарева - Анны Ахматовой, Велимира Хлебникова, Олега Каравайчука, тонкий живописный портрет всегда сомневавшегося Дмитрия Шостаковича известны гораздо меньше. Впервые выставляются иллюстрации Лазарева к «1000 и одной ночи» из частного собрания.

В зале здравствующих художников центральное место отведено серии изысканных текстильных объектов Марины Азизян с текстами Тонино Гуэрры о тумане и отшельнике Лоренцо, лечившем все недуги проросшими бобами. Панно «Дом» сопровождается словами: «Мой дом стоит так высоко, что в нем слышен кашель Господа».

Выделим строгие петербургские пейзажи Дзовинар Бекарян с изгибами Карповки и канала Грибоедова в белые ночи, экспрессивные картины Хачатура Белого - «Пианист», «В мастерской», «Утро».

«Скульптор» Левы Бейбутяна - мускулистый мужичок с молотком, высекающий из неподатливого материала изображение виноградной лозы. «Демон» Ашота Казаряна - согбенная фигура из белого гипса, неожиданно трепетная и нежная.

Выставку «Древо традиций» сопровождает ежедневная кинопрограмма с показом фильма Сергея Параджанова «Цвет граната» и рабочих материалов к нему, его 8-минутного документального фильма «Акоп Овнатанян», подборки анимационных фильмов разных режиссеров по сказкам классика армянской литературы Ованеса Туманяна.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?