«Архитектурный код Петербурга — горизонтали»

Нельзя сказать, что вокруг проекта строительства на Васильевском острове бизнес-комплекса со 130-метровой башней «Петр Великий» бушуют страсти, но внимание общественности к нему приковано вот уже несколько месяцев. Проект обсуждался на градостроительном совете, свое отношение к нему, в частности, в нашей газете высказали доктор архитектуры, главный архитектор города, руководитель мастерской ЛенНИИпроекта. То есть мы познакомили читателей с мнением специалистов-профессионалов. Но, памятуя о том, что специалисты, как сказал Козьма Прутков, подобны флюсу и взгляд их может быть односторонним, мы попросили высказаться о проекте академика, почетного гражданина Санкт-Петербурга Д. С. ЛИХАЧЕВА.

«Архитектурный код Петербурга — горизонтали» |

— В одной из публикаций в вашей газете на эту тему допущена досадная неточность. Было, в частности, написано — принц Чарльз во время своего визита знакомился с материалами проекта. В той форме, как это сказано, можно подумать, что он ознакомился и одобрил. На самом же деле принц Чарльз отрицательно отнесся к этому проекту и вообще к высотным сооружениям и, в частности, заметил: строить и содержать их не по карману даже солидным английским фирмам.

— Спасибо, Дмитрий Сергеевич, за эту информацию. Мнение о нашем проекте наследника британского престола тем более ценно, что он, как известно, получил блестящее архитектурное образование. А как вы лично относитесь к предполагаемому строительству бизнес-центра?

— Думаю, что в аргументации главного архитектора, а она прозвучала и в вашей газете, и в личной беседе со мной, есть резон — городу, наверное, действительно нужен бизнес-центр, нужны инвестиции иностранных фирм, которые могут быть предоставлены под строительство престижного центра. Меня же волнует вопрос более крупный, чем новая, все перекрывающая «высотка», мои соображения в вопросе сохранения градостроительных принципов в нашем городе связаны с историческим Петром Великим. Город, развивающийся по определенной градостроительной идее, заложенной Петром, не должен резко менять своей концепции, если мы хотим, чтобы Петербург оставался Петербургом. У него есть свой «генетический код», он заложен самим Петром — строить по горизонтали. Горизонтали преобладают, они создают красоту нашего города. Поднимающиеся над горизонталями вертикали храмов и Адмиралтейства имеют определенное идеологическое значение. То, что Исаакий пока еще самое высокое здание в городе, знаменует собой приоритет духовного начала. Но почему здание бизнес-центра будет выше Исаакия? Что высотность центра означает? Ведь архитектура не может быть просто значительной, она должна быть еще и значимой. В девятнадцатом веке, в эпоху капитализма, банки не строились выше церквей. Почему же сейчас они должны быть самыми высокими в городе?

— Казалось, что период гигантомании мы уже пережили...

— Увы! Но, строя новую доминанту, мы должны хотя бы подумать о неудачах подобных сооружений в других городах. Почему новый Арбат в Москве явился ошибкой? Почему был ошибочен неосуществленный, к счастью, проект Дома Советов? Почему в Хельсинки отказываются от строительства высотных зданий, почему они запрещены в Стокгольме, Венеции, Флоренции? А ведь наш Петербург не хуже, а во многом и лучше.

— Но специалисты утверждают, что высота небоскреба на Васильевском не так уж страшна — эксперимент, проведенный с помощью вертолета, доказал, что здание не будет видно с Невского проспекта, оно не «накладывается» ни на Адмиралтейство, ни на Биржу...

— Это не аргумент, а нелепость. А если закрыть глаза, так вообще ничего не видно, совсем хорошо? Дело обстоит значительно серьезнее, чем представляется специалистам и главному архитектору города. В список памятников всемирного культурного наследия России кроме исторического центра Петербурга, из которого предлагается нам не видеть небоскреб, официально включены и дворцово-парковые ансамбли пригородов Петербурга — в том числе на берегу Финского залива, как раз напротив западной оконечности Васильевского острова, где предложено строить небоскреб, — Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум. Что же, жителям и туристам тоже закрывать глаза? Или стоять спиной к Петербургу? Архитектура не только смотрится глазами, она ощущается спиной, памятью. Если осознавать, что в городе Зимний дворец, Исаакий, Адмиралтейская игла не самые высокие сооружения и не самые значительные здания, то все впечатление от Петербурга будет совершено иным.

— Но подобные возражения в свое время вызывала и 300-метровая Эйфелева башня в Париже — многие не хотели принимать этого железного монстра. Теперь же это сооружение — неотъемлемая часть Парижа, своеобразный его символ. Досталось и зданию компании «Зингер», вознесшему напротив Казанского собора купол с глобусом, посаженным на швейную иглу. Сегодня мы не представляем себе Невского без Дома книги. Так, может быть, мы пытаемся создать что-то подобное, что станет символом нового Петербурга, и ничего плохого в этом стремлении нет?

— Между прочим, в Париже до сих пор существует общество противников Эйфелевой башни. И все-таки она воспринимается не как здание, а как техническое сооружение. Поэтому зритель может свободно отвлекаться от него, оно не нарушает всей архитектуры города, как, к примеру, и наша телевизионная башня.

Дом книги, конечно же, нарушил стройность Невского проспекта, но нас, примиряет с ним только великолепный дорогой материал, из которого он построен. Представьте себе это здание не в бронзе, не в чугуне, не в мраморе, а выполненное в силикатном кирпиче — это будет безобразие. Посмотрите на аналогичное по размерам здание КГБ на Литейном, выстроенное в основном из обычных материалов, — оно взрывает проспект, делает его на этом участке особенно мрачным, особенно учитывая назначение этого здания.

Что касается желания и стремления создать символ нового Петербурга, то он уже есть — это адмиралтейский кораблик и герб нашего города, и Медный всадник, и ангел на Петропавловской крепости. Так что, все это перечеркнуть новым символом на здании бизнес-центра? Что он будет символизировать — упоение бизнесом?

— И все-таки можно, наверное, понять и даже приветствовать стремление архитекторов творчески проявить себя, попытаться создать что-то новое, свое...

— Побуждение это понятно. Главный архитектор города Олег Харченко в разговоре со мной о проекте бизнес-центра, в частности, задал такой вопрос — почему в Петербурге сегодня не может быть гениальных архитекторов, таких, как Кваренги, Захаров? Я ответил, что и Кваренги, и Захаров доказывали свою гениальность прежде всего на маленьких зданиях, на неответственных сооружениях. Но никто из них не начинал сразу с Зимнего дворца. Никто не начинал с Исаакиевского собора. Посмотрите, сколько выстроил Монферран зданий, прежде чем пришел на продолжение строительства Исаакиевского собора!

На большом здании архитектору гораздо легче заработать себе популярность. Привлечь внимание к архитектурному сооружению высотой проще, в высотном здании уже привлекает сам размер. В обычном — талант строителя. Строить прекрасные невысокие здания труднее высоких, это надо понять.

— Но «высотка» бизнес-центра победила на конкурсе, проект без возражений прошел на градостроительном совете...

— Как прошел проект Харченко и как побеждает на конкурсе и совете главный архитектор города — вы сами понимаете. Как, впрочем, понятно желание человека, добившегося такого поста, ничего не построив в нашем городе, сразу прославиться строительством небоскреба.

Но дело даже не в этом. Сама жесткая заданность главного условия конкурса — высота здания до 130 метров — вынудила архитекторов работать исключительно над проектом небоскреба, а не над обликом морского фасада города с учетом его архитектурных традиций и особенностей. Если бы задача была иной, то даже при небольшом числе участников конкурса проекты наверняка были бы разнообразнее и богаче.

— Признаемся, для нас новость, что Олег Харченко имеет самое непосредственное отношение к этому проекту.

— Но это так. Пользоваться своим положением, чтобы быть автором проекта, — это прежде всего неэтично. Во многих странах главный архитектор города — это прежде всего должностное лицо, он даже не имеет права строить. У главного архитектора другие права и обязанности. В частности, обязанность контролировать регламент города, как это делается во всем мире, выявлять и блюсти идею города, его генетический код, считаться с мнением жителей и, что очень важно для такого города, как Петербург, в серьезных проблемных разработках учитывать мнение мировой архитектурной общественности.

В ситуации же с нашим высотным «монстром» серьезные возражения вызывает то обстоятельство, что предпринимается попытка создать новый высотный центр при отсутствии градостроительного регламента. Нельзя возводить подобные сооружения путем локального проектирования — так можно разорвать единую архитектурную плоть города, внести в него хаотичность и произвол.

Свои опасения по поводу создания в Петербурге небоскреба «Петр Великий» высказала на своих страницах авторитетнейшая английская газета «Файнэншл таймс». Вот что пишет в ней Колин Эмери: «Я уверен, что г-н Олег Харченко, заместитель мэра и главный архитектор Санкт-Петербурга, не даст разрешения на возведение такого «монстра» и перекраивание исторического центра города. Это было бы чудовищной ошибкой для Санкт-Петербурга, где неприемлемы такие коммерческо-архитектурные изыски. Ведь Санкт-Петербург должен расти не торопясь, он заслуживает великих идей и великих забот. Город Великого Петра со всем его великолепным архитектурным опытом призывает: он не может быть так оскорблен».

— Многие специалисты — инженеры, строители, архитекторы двумя руками голосуют за создание делового центра, но серьезно возражают против размещения его именно на Васильевском острове не только по эстетическим соображениям.

— Эти возражения известны — Васильевский остров нельзя больше переполнять — это было отмечено еще в Генплане развития Ленинграда, принятом в 1939 году! Строительство же бизнес-центра на острове повлечет за собой появление здесь большого числа машин, значит, нужны будут стоянки, потребуются новые мосты. А где их построить? Без нового нарушения структуры, которая особенно хороша именно на Васильевском острове с его «линиями» и Большим проспектом, не обойтись. И тут же находится дорогое для всех питерцев Смоленское кладбище, здесь захоронение и семьи Нобелей...

— Но главный архитектор утверждает, что именно западная оконечность Васильевского острова — наиболее удобная и привлекательная площадка для создания деловой зоны. Причем найдено это место после долгих поисков вариантов.

— Пусть это утверждение останется на совести автора проекта. Интересы города, здравый смысл диктуют другое. Главные аргументы я уже назвал, но полезно, думаю, учесть и следующее. Туристы и бизнесмены прибывают в наш город не водой, а поездом или по воздуху. Почему же не разместить деловой центр в районе хаотической застройки между Московским проспектом и Литовским? И от аэропорта близко, и от центра недалеко. И привести в порядок район этот нужно — снести здесь безобразные склады и построить деловой квартал. Я понимаю, на зданиях обычной для Петербурга высоты труднее прославиться, труднее создать «памятник эпохе». Ну так надо приложить больше усилий и больше таланта. Впрочем, можно продумать и другие варианты расположения офисов в городе — более удобные и не менее престижные.

— Очень сомнительно, что другие варианты будут изыскиваться. Главный архитектор и не скрывает, что сейчас главная забота заказчиков проекта — найти инвестиции для строительства. И если этот поиск увенчается успехом, то, цитирую: «Сдвинется с мертвой точки процесс создания в регионе нормальной инфраструктуры бизнеса. Будут построены сооружения, достойные Великого города»...

— Город наш действительно Великий. Великое счастье, что удалось сохранить «первичность» исторического центра — город сумел избежать соблазна всеобщего увлечения высотным строительством, что позволило ЮНЕСКО занести его в реестр памятников градостроительства мирового значения. Поэтому ни в коем случае нельзя исходить из стремления создать пространственную зону большей высоты, большей яркости и значительности, чем центр Петербурга. Нельзя допустить того, что может снизить архитектурный авторитет исторического ансамбля.

— А если все-таки возобладают творческие и прочие амбиции, если поиск денег увенчается успехом и…

— Тогда я не ограничусь ролью участника дискуссии, а буду апеллировать к авторитету главы ЮНЕСКО Фредерико Майору. Кстати, у меня с ним уже были две беседы, правда, по другим проблемам. Но я все-таки надеюсь, что мои аргументы будут услышаны, верю, что доводы разума окажутся сильнее соображений иного порядка.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (793) от 22.06.1994 года.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.