Архитектон и его внуки. У западного фасада «Манежа» появились 15 арт-объектов

У западного фасада ЦВЗ «Манеж» появилось 15 объектов в честь 100‑летия создания Казимиром Малевичем первого архитектона. С этого момента ведется отсчет современного зодчества. Объекты созданы недавними молодыми архитекторами — выпускниками Академии художеств.

Архитектон и его внуки. У западного фасада «Манежа» появились 15 арт-объектов | ФОТО автора

ФОТО автора

Архитектоном Малевич назвал свою мечту о совершенном здании ХХ века, где гармонично соединятся простые рациональные формы, избавленные от декора и прочих украшательств. Открывая выставку, Владимир Григорьев, президент Петербургского союза архитекторов, заметил, что понятие «архитектон» стало сакральным для его профессионального цеха. Им оперируют, не только создавая проекты отдельных зданий, но и планируя развитие городов.

По словам Георгия Снежкина, архитектора и сокуратора проекта, ему было важно показать разных авторов, которые впервые работают в общественном пространстве: «Кто‑то отливал бетон в опалубке, кто‑то собирал четырехметровый объект из деревянных кирпичей, кто‑то экспериментировал со светоотражающими материалами».

Наибольшее внимание первых зрителей привлек остроумный объект «Деревянная печь» Александра Черкашина и Петра Иванова. По мнению авторов, архитектоны Малевича были уходом от утилитарности. Можно вспомнить, что основатель супрематизма говорил об «аэрогородах» — не в космосе, а парящих над землей. «Что может быть менее утилитарным, чем деревянная печь?» — спрашивают молодые архитекторы.

Виктор Королев и Иван Протопопов своим объектом из труб, на котором покоится металлическая плита, напоминают: «стоечно-балочная система — базовый элемент архитектурного языка». Авторы использовали магистральные газовые трубы, которые отслужили свой век, тщательно сохранив битумное покрытие и следы ржавчины. Получилась мощная конструкция, оттеняющая легкие ажурные фантазии авторов других объектов.

Борис Немцев и Михаил Червонный назвали свой объект «Призма супрематизма». Он совершенно по‑разному воспринимается в свете дня и в ночное время. Днем он выглядит как пирамида серого цвета, собранная из плоских металлических листов. Чтобы увидеть объект, когда стемнеет, потребуется фотовспышка. И тогда призма будет выглядеть плоской, становясь, по замыслу авторов, образом возвращения архитектона к истоку — живописным супрематическим опытам Малевича на плоскости.

На мой вопрос, что из показанного может после выставки стать долговременным объектом паблик- арта, ответила Мария Ляшко. Вместе с Никитой Тимониным они соз­дали посвящение самому первому гипсовому архитектону Малевича 1923 года, который хранится в собрании Русского музея. Как рассказала Ляшко, были использованы трубы, выкрашенные в оранжевый цвет, как гимн яркому зодчеству. После выставки в Петербурге, которая продлится два месяца, этот объект отправится в Москву.


#архитектон #объекты #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7491) от 31.08.2023 под заголовком «Архитектон и его внуки».


Комментарии