Архитектон и его внуки. У западного фасада «Манежа» появились 15 арт-объектов
У западного фасада ЦВЗ «Манеж» появилось 15 объектов в честь 100‑летия создания Казимиром Малевичем первого архитектона. С этого момента ведется отсчет современного зодчества. Объекты созданы недавними молодыми архитекторами — выпускниками Академии художеств.
ФОТО автора
Архитектоном Малевич назвал свою мечту о совершенном здании ХХ века, где гармонично соединятся простые рациональные формы, избавленные от декора и прочих украшательств. Открывая выставку, Владимир Григорьев, президент Петербургского союза архитекторов, заметил, что понятие «архитектон» стало сакральным для его профессионального цеха. Им оперируют, не только создавая проекты отдельных зданий, но и планируя развитие городов.
По словам Георгия Снежкина, архитектора и сокуратора проекта, ему было важно показать разных авторов, которые впервые работают в общественном пространстве: «Кто‑то отливал бетон в опалубке, кто‑то собирал четырехметровый объект из деревянных кирпичей, кто‑то экспериментировал со светоотражающими материалами».
Любите ли вы театр? Наступающий театральный сезон пройдет под знаком Александра ПушкинаНаибольшее внимание первых зрителей привлек остроумный объект «Деревянная печь» Александра Черкашина и Петра Иванова. По мнению авторов, архитектоны Малевича были уходом от утилитарности. Можно вспомнить, что основатель супрематизма говорил об «аэрогородах» — не в космосе, а парящих над землей. «Что может быть менее утилитарным, чем деревянная печь?» — спрашивают молодые архитекторы.
Виктор Королев и Иван Протопопов своим объектом из труб, на котором покоится металлическая плита, напоминают: «стоечно-балочная система — базовый элемент архитектурного языка». Авторы использовали магистральные газовые трубы, которые отслужили свой век, тщательно сохранив битумное покрытие и следы ржавчины. Получилась мощная конструкция, оттеняющая легкие ажурные фантазии авторов других объектов.
Борис Немцев и Михаил Червонный назвали свой объект «Призма супрематизма». Он совершенно по‑разному воспринимается в свете дня и в ночное время. Днем он выглядит как пирамида серого цвета, собранная из плоских металлических листов. Чтобы увидеть объект, когда стемнеет, потребуется фотовспышка. И тогда призма будет выглядеть плоской, становясь, по замыслу авторов, образом возвращения архитектона к истоку — живописным супрематическим опытам Малевича на плоскости.
На мой вопрос, что из показанного может после выставки стать долговременным объектом паблик- арта, ответила Мария Ляшко. Вместе с Никитой Тимониным они создали посвящение самому первому гипсовому архитектону Малевича 1923 года, который хранится в собрании Русского музея. Как рассказала Ляшко, были использованы трубы, выкрашенные в оранжевый цвет, как гимн яркому зодчеству. После выставки в Петербурге, которая продлится два месяца, этот объект отправится в Москву.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7491) от 31.08.2023 под заголовком «Архитектон и его внуки».




Комментарии