Арии с колокольчиками и без

Лауреаты конкурса Вишневской поразили зал безупречностью своих вокальных способностей

Галины Вишневской нет с нами уже почти три года, но было очень непривычно не видеть ее на почетном месте в директорской ложе Большого зала Филармонии. По заведенной традиции, почти все петербургские гастроли молодых солистов ее Центра оперного пения сопровождались визитом и самой Галины Павловны. В этом покровительственном жесте чувствовалось не столько педагогическое, сколько, кажется, материнское желание заботиться о своих питомцах и быть в курсе их успехов.

 Арии с колокольчиками и без |  Дуэт Аиды и Амнерис в исполнении Ирины Моревой и Олеси Петровой не оставил сомнений в благополучном будущем российского оперного искусства.<br>ФОТО Александра ГАЙДУКА предоставлено организаторами концерта

Дуэт Аиды и Амнерис в исполнении Ирины Моревой и Олеси Петровой не оставил сомнений в благополучном будущем российского оперного искусства.
ФОТО Александра ГАЙДУКА предоставлено организаторами концерта

Сегодня эту «материнскую» функцию переняла дочь – Ольга Мстиславовна Ростропович, ставшая художественным руководителем Центра оперного пения в Москве на Остоженке, 25. Галина Вишневская жила делами и заботами центра, в котором находились и классы, и камерный театр, и ее квартира, откуда она ежедневно приходила на занятия и спектакли. Утопическая идея театра-дома в этом случае стала реальностью. В центре завелся и «домашний» режиссер – македонец Иван Поповски, осуществивший там несколько постановок. Своим примером Галина Павловна на деле демонстрировала понятие школы, вокальной породы, которую передавала ученикам.

Способность нести традиции школы и показали участники концерта центра в Большом зале Филармонии лауреаты конкурса разных лет. Филармония дала им в качестве аккомпаниатора свой первый – темиркановский – оркестр, дирижировал которым маэстро Петер Феранец.

Трое из семерых участников концерта были петербуржцами, выпускниками нашей Консерватории – колоратурное сопрано Светлана Москаленко (ученица Тамары Новиченко), меццо-сопрано Олеся Петрова и баритон Борис Пинхасович (ученики Ирины Богачевой).

Между московской школой Галины Вишневской и петербургской – Ирины Богачевой несколько лет назад возникла крепкая дружба, заключавшаяся в том числе в регулярных обменных гастролях молодых исполнителей. Петербургская и московская примадонны несколько раз также «обменно» участвовали и в жюри своих именных вокальных конкурсов, у каждого из которых своя особенность.

Лирико-колоратурное сопрано Светлана Москаленко сначала в арии с колокольчиками из «Лакме» Делиба – гипнотизирующими колоратурами в верхнем регистре, а во втором отделении – славянской задушевностью и теплотой в арии Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова. Солист Михайловского театра Борис Пинхасович – артистизмом, стремлением выложиться на сто процентов, чеканным словом в арии Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского.

Петра Ильича Чайковского в год 175-летия со дня его рождения на этом концерте уважили, представив внушительный блок арий и дуэтов из его опер. Сопрано Анастасия Привознова, в тембре которой чувствовалось сходство с тембром самой Вишневской, подкупала добротностью и бесстрашием вокала, умиляя несколько старомодным обаянием. Тенор Олег Долгов поначалу насторожил неопределенностью художественных намерений, но на победительной арии Калафа из «Турандот» Пуччини убедил зал, получив в ответ шквал оваций. Бас Руслан Розыев оказался ярче в песне Галицкого из «Князя Игоря» Бородина, чем в куплетах Мефистофеля из «Фауста» Гуно.

На роль героини вечера претендовали две юные дивы – сопрано Ирина Морева и меццо-сопрано Олеся Петрова. Организаторы концерта, возможно, решили пофантазировать на тему гипотетического дуэта их учителей – Галины Вишневской, которая пела Аиду, и Ирины Богачевой, у которой партия Амнерис считалась коронной. Олеся Петрова пленила мягкостью своего тембра, его «кошачьей» составляющей в арии Далилы Mon сoeur из «Самсона и Далилы» Сен-Санса. Ирина Морева, уроженка Магнитогорска, поразила могучим голосом, столь редким в наши дни. Сочетание силы, пластичности и музыкальности позволяло ей создавать портреты большого фрескового стиля – Тоски, Лизы, Аиды. Дуэт Моревой и Петровой, напомнивших о великом оперном ХХ веке, стал состязанием двух соперниц. Можно помечтать о том, что когда-нибудь они обе сойдутся в этих партиях не на концертной, а на большой оперной сцене.

Концерт проходил в рамках масштабного турне по городам России. Концерты уже состоялись в Москве на сцене Концертного зала им. Чайковского и во Владивостоке в Приморском театре оперы и балета. 30 мая в Иркутске молодые певцы примут участие в исполнении оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» в рамках фестиваля «Дыхание Байкала».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (5451) от 05.05.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...