Арии с колокольчиками и без

Лауреаты конкурса Вишневской поразили зал безупречностью своих вокальных способностей

Галины Вишневской нет с нами уже почти три года, но было очень непривычно не видеть ее на почетном месте в директорской ложе Большого зала Филармонии. По заведенной традиции, почти все петербургские гастроли молодых солистов ее Центра оперного пения сопровождались визитом и самой Галины Павловны. В этом покровительственном жесте чувствовалось не столько педагогическое, сколько, кажется, материнское желание заботиться о своих питомцах и быть в курсе их успехов.

 Арии с колокольчиками и без |  Дуэт Аиды и Амнерис в исполнении Ирины Моревой и Олеси Петровой не оставил сомнений в благополучном будущем российского оперного искусства.<br>ФОТО Александра ГАЙДУКА предоставлено организаторами концерта

Дуэт Аиды и Амнерис в исполнении Ирины Моревой и Олеси Петровой не оставил сомнений в благополучном будущем российского оперного искусства.
ФОТО Александра ГАЙДУКА предоставлено организаторами концерта

Сегодня эту «материнскую» функцию переняла дочь – Ольга Мстиславовна Ростропович, ставшая художественным руководителем Центра оперного пения в Москве на Остоженке, 25. Галина Вишневская жила делами и заботами центра, в котором находились и классы, и камерный театр, и ее квартира, откуда она ежедневно приходила на занятия и спектакли. Утопическая идея театра-дома в этом случае стала реальностью. В центре завелся и «домашний» режиссер – македонец Иван Поповски, осуществивший там несколько постановок. Своим примером Галина Павловна на деле демонстрировала понятие школы, вокальной породы, которую передавала ученикам.

Способность нести традиции школы и показали участники концерта центра в Большом зале Филармонии лауреаты конкурса разных лет. Филармония дала им в качестве аккомпаниатора свой первый – темиркановский – оркестр, дирижировал которым маэстро Петер Феранец.

Трое из семерых участников концерта были петербуржцами, выпускниками нашей Консерватории – колоратурное сопрано Светлана Москаленко (ученица Тамары Новиченко), меццо-сопрано Олеся Петрова и баритон Борис Пинхасович (ученики Ирины Богачевой).

Между московской школой Галины Вишневской и петербургской – Ирины Богачевой несколько лет назад возникла крепкая дружба, заключавшаяся в том числе в регулярных обменных гастролях молодых исполнителей. Петербургская и московская примадонны несколько раз также «обменно» участвовали и в жюри своих именных вокальных конкурсов, у каждого из которых своя особенность.

Лирико-колоратурное сопрано Светлана Москаленко сначала в арии с колокольчиками из «Лакме» Делиба – гипнотизирующими колоратурами в верхнем регистре, а во втором отделении – славянской задушевностью и теплотой в арии Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова. Солист Михайловского театра Борис Пинхасович – артистизмом, стремлением выложиться на сто процентов, чеканным словом в арии Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского.

Петра Ильича Чайковского в год 175-летия со дня его рождения на этом концерте уважили, представив внушительный блок арий и дуэтов из его опер. Сопрано Анастасия Привознова, в тембре которой чувствовалось сходство с тембром самой Вишневской, подкупала добротностью и бесстрашием вокала, умиляя несколько старомодным обаянием. Тенор Олег Долгов поначалу насторожил неопределенностью художественных намерений, но на победительной арии Калафа из «Турандот» Пуччини убедил зал, получив в ответ шквал оваций. Бас Руслан Розыев оказался ярче в песне Галицкого из «Князя Игоря» Бородина, чем в куплетах Мефистофеля из «Фауста» Гуно.

На роль героини вечера претендовали две юные дивы – сопрано Ирина Морева и меццо-сопрано Олеся Петрова. Организаторы концерта, возможно, решили пофантазировать на тему гипотетического дуэта их учителей – Галины Вишневской, которая пела Аиду, и Ирины Богачевой, у которой партия Амнерис считалась коронной. Олеся Петрова пленила мягкостью своего тембра, его «кошачьей» составляющей в арии Далилы Mon сoeur из «Самсона и Далилы» Сен-Санса. Ирина Морева, уроженка Магнитогорска, поразила могучим голосом, столь редким в наши дни. Сочетание силы, пластичности и музыкальности позволяло ей создавать портреты большого фрескового стиля – Тоски, Лизы, Аиды. Дуэт Моревой и Петровой, напомнивших о великом оперном ХХ веке, стал состязанием двух соперниц. Можно помечтать о том, что когда-нибудь они обе сойдутся в этих партиях не на концертной, а на большой оперной сцене.

Концерт проходил в рамках масштабного турне по городам России. Концерты уже состоялись в Москве на сцене Концертного зала им. Чайковского и во Владивостоке в Приморском театре оперы и балета. 30 мая в Иркутске молодые певцы примут участие в исполнении оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» в рамках фестиваля «Дыхание Байкала».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (5451) от 05.05.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.