Аполлон и Санта-Чечилия. Невероятные выступления итальянцев в России

Всемирно известный итальянский маэстро Даниэле Гатти в Концертном зале Мариинского театра и хор Римской академии Санта-Чечилия под управлением Франческо Ланциллотты в Большом зале Филармонии два вечера подряд собирали полные залы восторженной петербургской публики.

Аполлон и Санта-Чечилия. Невероятные выступления итальянцев в России | (с) Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2018 г.

(с) Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2018 г.

Российские меломаны до сих пор не поняли, каким чудом занесло сюда одного из самых востребованных дирижеров современности, сотрудничающего с лучшими оркестрами мира. Кому-то показалось, что причиной тому, возможно, чуть больше свободного времени, образовавшегося у маэстро после скандальной статьи в «Вашингтон Пост», обличившей его в харассменте. Кто-то и вовсе решил, что Гатти собирается на какое-то время связать свои планы с Мариинским театром в качестве музыкального руководителя одной из премьер нового сезона. Как бы то ни было, но на протяжении почти двух часов не только слушатели, но и музыканты оркестра Мариинского театра были во власти этого симфонического чудотворца.

Музыка балета «Аполлон Мусагет» Игоря Стравинского стала своеобразным программным манифестом Гатти. Только на концертах дирижеров такого уровня можно понять, что такое настоящий дирижерский дар, а не пускание пыли в глаза широкой амплитудой порхающих рук.

В Петербурге дирижеров немало, все они умеют с разной степенью элегантности делать пасы руками, но далеко не все дают слушателю понять, что дирижер - это не человек-праздник, не шоумен. Это музыкант, для которого оркестр не производитель нарядного шума, а инструмент, из которого еще нужно научиться извлекать стройные звуки. Оркестр Мариинского театра, на сегодня лучший в России, показал, как один и тот же коллектив в разных дирижерских руках может преображаться до неузнаваемости. Неоантичная эстетика «Аполлона Мусагета» так идеально настроила оркестр, что и цикл из трех «Ноктюрнов» Клода Дебюсси, и Вторая сюита из «Дафниса и Хлои» Мориса Равеля словно бы вырастали из магии Аполлона творящего. Правда, чувствовалось, что маэстро явно не хватило времени, чтобы более изысканно вписать женский хор в симфонический контекст финальной части «Ноктюрнов».

Кантатой Карла Орфа Carmina burana филармонического слушателя не удивишь, она регулярно исполняется, ибо неизменно эффектна. Но эффект эффекту рознь, что особенно почувствовалось, когда хоровые станки впервые занял хор Академии Санта-Чечилия, возглавляемой сэром Антонио Паппано. Кстати, маэстро Гатти тоже сотрудничал с этим коллективом. Но за пультом Большого зала Филармонии в тот вечер стоял Франческо Ланциллотта. Ему достался не первый, а второй состав филармонического оркестра - Академический симфонический, который временно живет без главного дирижера. В «Кармина бурана» нет сверхъестественных технических сложностей, формально она под силу даже не слишком опытным студенческим коллективам. Но ее необходимо исполнить так, чтобы не превратить в куплеты и припевы, а именно в такой структуре она написана. Главный принцип движения музыкальной драматургии - остинато, то есть постоянное повторение того или иного мотива, который в кантате для каждой части свой.

В этой остинатности отражается важное психологическое наблюдение Орфа над феноменом стада, которое «живет как все», лишая индивидуальности, заставляя подчиняться воле толпы. Карл Орф сочинил кантату в 1937 году, в то же время, когда испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет писал свою знаменитую работу «Восстание масс». Умы человечества, оказавшегося тогда на пороге самой разрушительной войны, задумались над феноменом стада, над проблемой подавления и контроля, вопросами продолжения рода. «Кармина бурана» в той или иной степени тоже задается подобными вопросами, только сквозь призму искусства.

Эта кантата, ставшая любимым сочинением самого Орфа, была написана на стихи на разных языках из сборника, датированного примерно 1300 годом и найденного где-то в Баварии. Орфа привела в восторг идея музыкальной рефлексии над языковой и ментальной общностью европейцев, над их массовой психологией.

Хор знаменитой Римской академии Санта-Чечилия был привезен к нам благодаря содействию Фонда культурных и гуманитарных программ М. Л. Ростроповича под руководством Ольги Ростропович в рамках «Русских сезонов». В сравнении с более строгим, регламентированным немецким, английским и даже русским хором Carmina burana в исполнении итальянцев обрела неповторимый колорит вечного праздника жизни, ее максимально интенсивного проживания. Слушая живой, сочный, не всегда причесанный, но всегда осязаемый, плотский звук римлян, глядя на их лица, выразительные взгляды, казалось, что на сцене благочинного Большого зала Филармонии вместе с обнаруженными в начале XIV века стихами этой кантаты находятся потомки тех, кем и о ком эти стихи были написаны.

#музыка #дирижер #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (6326) от 21.11.2018 под заголовком «Аполлон и Санта-Чечилия».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...