Главная городская газета

Аплодисментов не будет

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью

На Елагином острове откроется летняя библиотека

21 июня в 15.00 в Петербурге стартует 7 сезон Летнего читального зала. Читать полностью

«Музыка войны и победы» прозвучит над Петропавловской крепостью

В День памяти и скорби, 22 июня, в 18.00 в Петербурге состоится традиционная музыкальная акция. Читать полностью

В Петербурге выступит «Сумасшедшая королева барокко»

Единственный концерт немецкой дивы сопрано в Северной столице состоится в Георгиевском зале Михайловского замка. Читать полностью

Не стало Станислава Говорухина

Российский и советский режиссер Станислав Говорухин скончался в санатории «Барвиха» после продолжительной болезни в возрасте 82 лет. Читать полностью
Аплодисментов не будет | Источник: Fer-Gregory_shutterst

Источник: Fer-Gregory_shutterst

В начале мая в Театре на Литейном разразилась гроза. Учредитель – правительство Ленинградской области – поставил коллектив театра перед свершившимся фактом: создана «Генеральная дирекция драматических театров на Васильевском и на Литейном». Руководителем новой структуры назначен действующий директор Театра на Васильевском Владимир Словохотов. Приказ вышел за несколько дней до того, как на Литейном узнали о неизбежных грядущих переменах в своей судьбе.

Происходящее объявлено очередным этапом успешного процесса «оптимизации». Финансовых средств и административных ресурсов прежде всего. Логика кристально ясна: если можно платить зарплату одному директору и одному бухгалтеру, то зачем платить двум?

Нюанс в том, что экономика и организация театрального дела – есть такая специальная отрасль профессиональных знаний (и даже соответствующая кафедра есть в нашей Театральной академии) – не ограничивается арифметикой. «Оптимизировать» путем слияния, укрупнения и перераспределения функций можно что угодно, если реально представлять себе цель: а целью деятельности театра является не удобство циркуляции финансовых потоков и отчетности, а художественное творчество и создание произведений театрального искусства. Опыт подобных слияний есть – и он отрицательный.

Театр – сложный организм, в нем творческое начало сильно зависит от организационного. Директор театра, особенно в условиях модели «директорского театра» (то есть без сильного режиссера в статусе худрука – а таковы сейчас и Театр на Васильевском, и Театр на Литейном), должен всерьез разбираться в предмете, и лишнего рабочего времени обычно у него не бывает. Даже когда он руководит одним коллективом и одной площадкой.

В теории возможен вариант, когда театральный холдинг возглавляет одна авторитетная личность, имеющая в своем распоряжении отряд верных помощников и заместителей, но вроде бы речь шла об «оптимизации», о сокращении «лишних людей». Причем «лишними» – без упоминания конкретных фамилий (кроме директора Театра на Литейном Андрея Лобанова) – пока объявлены только сотрудники финансово-хозяйственной части Театра на Литейном. И, разумеется, труппа опасается, что это только пока.

Тем более что ощутимой экономии бюджета можно добиться, только сокращая творческий состав, количество выпускаемых новых спектаклей и затраты на них. Иначе вся затея окажется обычной кампанейщиной, устроенной для галочки. Или просто неожиданным ценным подарком для удвоившего свои ресурсы директора.

Коллектив Театра на Литейном обратился с письмом в высокие инстанции. В нем актеры выражают беспокойство о сохранении своей труппы как целостного художественного организма, напоминают о славной истории театра (а ему больше ста лет в отличие от молодого Театра на Васильевском), перечисляют творческие заслуги.

В самом деле, Театр на Литейном знавал разные периоды, и даже если в недавнем прошлом особо похвастать было нечем (театр, кстати, только что пережил унизительную историю с увольнением главного режиссера Игоря Ларина), то и успехи его – когда таковые случались – не проходили незамеченными. У этого театра есть потенциал – и значительный. (Даже оставив за скобками возможности труппы, стоит вспомнить о только что отремонтированном здании в самом центре города – не превратить его в весомый актив надо очень постараться.)

Театру на Литейном всегда катастрофически не хватало финансирования – что иногда служило причиной закрытия весьма амбициозных творческих проектов даже после начала репетиционного периода. Недоставало там и средств на приглашение именитых режиссеров – как бы то ни было, длительный период случайной режиссуры в театре обычно объясняли именно так. Острый дефицит художественной воли настиг театр довольно давно. Но преодолеет ли новое руководство эти – настоящие, а не мнимые, проистекающие якобы от «избыточности административного аппарата» трудности? Вот тут есть серьезный повод для сомнений.

У назначенного опекуном Театра на Васильевском – при наличии впечатляющих художественных удач – множество собственных проблем. Во многом они, как это ни печально, сходны с бедами Литейного. Некоторые – по объективным причинам. Но далеко не все.

Административный стиль Владимира Словохотова характерен тем, что при нем частенько пропадают отдельные режиссеры и целые творческие коллективы. В свое время мало кто поинтересовался вопросом, куда делся Гатчинский ТЮЗ, еще до всяких оптимизаций «слитый» с Театром на Васильевском. Он попросту исчез. Зато история о том, как жестоко прервалась насыщенная творческая жизнь в клубе «Антресоль» (в помещении Камерной сцены театра), где создавал свои спектакли один из лучших театров Петербурга – Русский инженерный театр «АХЕ», памятна всем театралам.

Не забыт и случай с Этюд-театром, созданным на базе выпускников курса В. М. Фильштинского, – ребят сначала позвали в Театр на Васильевском на правах самостоятельного творческого организма, а потом внезапно и совершенно случайно выяснилось, что ни о какой целостности молодого коллектива речи быть не может, и все актеры поступают в распоряжение дирекции. Не нашел возможным Владимир Словохотов договориться и с Анджеем Бубенем, под чьим режиссерским руководством Театр на Васильевском наконец-то обрел новые силы, начал формировать собственное творческое лицо. В таких условиях впору назначать внешний патронат над Театром на Васильевском, а не отдавать ему на попечение еще один проблемный коллектив.

Озабоченность труппы Театра на Литейном легко понять. И не стоит недооценивать актеров: они пекутся не только о личной неприкосновенности и вряд ли прониклись проблемами своего непосредственного начальства. В решительные минуты они принимаются служить театру с удвоенной силой. Потому что у театра, пережившего поглощение, шанса на искусство не остается.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook