Аплодисментов не будет

В начале мая в Театре на Литейном разразилась гроза. Учредитель – правительство Ленинградской области – поставил коллектив театра перед свершившимся фактом: создана «Генеральная дирекция драматических театров на Васильевском и на Литейном». Руководителем новой структуры назначен действующий директор Театра на Васильевском Владимир Словохотов. Приказ вышел за несколько дней до того, как на Литейном узнали о неизбежных грядущих переменах в своей судьбе.

Аплодисментов не будет | Источник: Fer-Gregory_shutterst

Источник: Fer-Gregory_shutterst

Происходящее объявлено очередным этапом успешного процесса «оптимизации». Финансовых средств и административных ресурсов прежде всего. Логика кристально ясна: если можно платить зарплату одному директору и одному бухгалтеру, то зачем платить двум?

Нюанс в том, что экономика и организация театрального дела – есть такая специальная отрасль профессиональных знаний (и даже соответствующая кафедра есть в нашей Театральной академии) – не ограничивается арифметикой. «Оптимизировать» путем слияния, укрупнения и перераспределения функций можно что угодно, если реально представлять себе цель: а целью деятельности театра является не удобство циркуляции финансовых потоков и отчетности, а художественное творчество и создание произведений театрального искусства. Опыт подобных слияний есть – и он отрицательный.

Театр – сложный организм, в нем творческое начало сильно зависит от организационного. Директор театра, особенно в условиях модели «директорского театра» (то есть без сильного режиссера в статусе худрука – а таковы сейчас и Театр на Васильевском, и Театр на Литейном), должен всерьез разбираться в предмете, и лишнего рабочего времени обычно у него не бывает. Даже когда он руководит одним коллективом и одной площадкой.

В теории возможен вариант, когда театральный холдинг возглавляет одна авторитетная личность, имеющая в своем распоряжении отряд верных помощников и заместителей, но вроде бы речь шла об «оптимизации», о сокращении «лишних людей». Причем «лишними» – без упоминания конкретных фамилий (кроме директора Театра на Литейном Андрея Лобанова) – пока объявлены только сотрудники финансово-хозяйственной части Театра на Литейном. И, разумеется, труппа опасается, что это только пока.

Тем более что ощутимой экономии бюджета можно добиться, только сокращая творческий состав, количество выпускаемых новых спектаклей и затраты на них. Иначе вся затея окажется обычной кампанейщиной, устроенной для галочки. Или просто неожиданным ценным подарком для удвоившего свои ресурсы директора.

Коллектив Театра на Литейном обратился с письмом в высокие инстанции. В нем актеры выражают беспокойство о сохранении своей труппы как целостного художественного организма, напоминают о славной истории театра (а ему больше ста лет в отличие от молодого Театра на Васильевском), перечисляют творческие заслуги.

В самом деле, Театр на Литейном знавал разные периоды, и даже если в недавнем прошлом особо похвастать было нечем (театр, кстати, только что пережил унизительную историю с увольнением главного режиссера Игоря Ларина), то и успехи его – когда таковые случались – не проходили незамеченными. У этого театра есть потенциал – и значительный. (Даже оставив за скобками возможности труппы, стоит вспомнить о только что отремонтированном здании в самом центре города – не превратить его в весомый актив надо очень постараться.)

Театру на Литейном всегда катастрофически не хватало финансирования – что иногда служило причиной закрытия весьма амбициозных творческих проектов даже после начала репетиционного периода. Недоставало там и средств на приглашение именитых режиссеров – как бы то ни было, длительный период случайной режиссуры в театре обычно объясняли именно так. Острый дефицит художественной воли настиг театр довольно давно. Но преодолеет ли новое руководство эти – настоящие, а не мнимые, проистекающие якобы от «избыточности административного аппарата» трудности? Вот тут есть серьезный повод для сомнений.

У назначенного опекуном Театра на Васильевском – при наличии впечатляющих художественных удач – множество собственных проблем. Во многом они, как это ни печально, сходны с бедами Литейного. Некоторые – по объективным причинам. Но далеко не все.

Административный стиль Владимира Словохотова характерен тем, что при нем частенько пропадают отдельные режиссеры и целые творческие коллективы. В свое время мало кто поинтересовался вопросом, куда делся Гатчинский ТЮЗ, еще до всяких оптимизаций «слитый» с Театром на Васильевском. Он попросту исчез. Зато история о том, как жестоко прервалась насыщенная творческая жизнь в клубе «Антресоль» (в помещении Камерной сцены театра), где создавал свои спектакли один из лучших театров Петербурга – Русский инженерный театр «АХЕ», памятна всем театралам.

Не забыт и случай с Этюд-театром, созданным на базе выпускников курса В. М. Фильштинского, – ребят сначала позвали в Театр на Васильевском на правах самостоятельного творческого организма, а потом внезапно и совершенно случайно выяснилось, что ни о какой целостности молодого коллектива речи быть не может, и все актеры поступают в распоряжение дирекции. Не нашел возможным Владимир Словохотов договориться и с Анджеем Бубенем, под чьим режиссерским руководством Театр на Васильевском наконец-то обрел новые силы, начал формировать собственное творческое лицо. В таких условиях впору назначать внешний патронат над Театром на Васильевском, а не отдавать ему на попечение еще один проблемный коллектив.

Озабоченность труппы Театра на Литейном легко понять. И не стоит недооценивать актеров: они пекутся не только о личной неприкосновенности и вряд ли прониклись проблемами своего непосредственного начальства. В решительные минуты они принимаются служить театру с удвоенной силой. Потому что у театра, пережившего поглощение, шанса на искусство не остается.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (5459) от 18.05.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...