Аплодисментов не будет

В начале мая в Театре на Литейном разразилась гроза. Учредитель – правительство Ленинградской области – поставил коллектив театра перед свершившимся фактом: создана «Генеральная дирекция драматических театров на Васильевском и на Литейном». Руководителем новой структуры назначен действующий директор Театра на Васильевском Владимир Словохотов. Приказ вышел за несколько дней до того, как на Литейном узнали о неизбежных грядущих переменах в своей судьбе.

Аплодисментов не будет | Источник: Fer-Gregory_shutterst

Источник: Fer-Gregory_shutterst

Происходящее объявлено очередным этапом успешного процесса «оптимизации». Финансовых средств и административных ресурсов прежде всего. Логика кристально ясна: если можно платить зарплату одному директору и одному бухгалтеру, то зачем платить двум?

Нюанс в том, что экономика и организация театрального дела – есть такая специальная отрасль профессиональных знаний (и даже соответствующая кафедра есть в нашей Театральной академии) – не ограничивается арифметикой. «Оптимизировать» путем слияния, укрупнения и перераспределения функций можно что угодно, если реально представлять себе цель: а целью деятельности театра является не удобство циркуляции финансовых потоков и отчетности, а художественное творчество и создание произведений театрального искусства. Опыт подобных слияний есть – и он отрицательный.

Театр – сложный организм, в нем творческое начало сильно зависит от организационного. Директор театра, особенно в условиях модели «директорского театра» (то есть без сильного режиссера в статусе худрука – а таковы сейчас и Театр на Васильевском, и Театр на Литейном), должен всерьез разбираться в предмете, и лишнего рабочего времени обычно у него не бывает. Даже когда он руководит одним коллективом и одной площадкой.

В теории возможен вариант, когда театральный холдинг возглавляет одна авторитетная личность, имеющая в своем распоряжении отряд верных помощников и заместителей, но вроде бы речь шла об «оптимизации», о сокращении «лишних людей». Причем «лишними» – без упоминания конкретных фамилий (кроме директора Театра на Литейном Андрея Лобанова) – пока объявлены только сотрудники финансово-хозяйственной части Театра на Литейном. И, разумеется, труппа опасается, что это только пока.

Тем более что ощутимой экономии бюджета можно добиться, только сокращая творческий состав, количество выпускаемых новых спектаклей и затраты на них. Иначе вся затея окажется обычной кампанейщиной, устроенной для галочки. Или просто неожиданным ценным подарком для удвоившего свои ресурсы директора.

Коллектив Театра на Литейном обратился с письмом в высокие инстанции. В нем актеры выражают беспокойство о сохранении своей труппы как целостного художественного организма, напоминают о славной истории театра (а ему больше ста лет в отличие от молодого Театра на Васильевском), перечисляют творческие заслуги.

В самом деле, Театр на Литейном знавал разные периоды, и даже если в недавнем прошлом особо похвастать было нечем (театр, кстати, только что пережил унизительную историю с увольнением главного режиссера Игоря Ларина), то и успехи его – когда таковые случались – не проходили незамеченными. У этого театра есть потенциал – и значительный. (Даже оставив за скобками возможности труппы, стоит вспомнить о только что отремонтированном здании в самом центре города – не превратить его в весомый актив надо очень постараться.)

Театру на Литейном всегда катастрофически не хватало финансирования – что иногда служило причиной закрытия весьма амбициозных творческих проектов даже после начала репетиционного периода. Недоставало там и средств на приглашение именитых режиссеров – как бы то ни было, длительный период случайной режиссуры в театре обычно объясняли именно так. Острый дефицит художественной воли настиг театр довольно давно. Но преодолеет ли новое руководство эти – настоящие, а не мнимые, проистекающие якобы от «избыточности административного аппарата» трудности? Вот тут есть серьезный повод для сомнений.

У назначенного опекуном Театра на Васильевском – при наличии впечатляющих художественных удач – множество собственных проблем. Во многом они, как это ни печально, сходны с бедами Литейного. Некоторые – по объективным причинам. Но далеко не все.

Административный стиль Владимира Словохотова характерен тем, что при нем частенько пропадают отдельные режиссеры и целые творческие коллективы. В свое время мало кто поинтересовался вопросом, куда делся Гатчинский ТЮЗ, еще до всяких оптимизаций «слитый» с Театром на Васильевском. Он попросту исчез. Зато история о том, как жестоко прервалась насыщенная творческая жизнь в клубе «Антресоль» (в помещении Камерной сцены театра), где создавал свои спектакли один из лучших театров Петербурга – Русский инженерный театр «АХЕ», памятна всем театралам.

Не забыт и случай с Этюд-театром, созданным на базе выпускников курса В. М. Фильштинского, – ребят сначала позвали в Театр на Васильевском на правах самостоятельного творческого организма, а потом внезапно и совершенно случайно выяснилось, что ни о какой целостности молодого коллектива речи быть не может, и все актеры поступают в распоряжение дирекции. Не нашел возможным Владимир Словохотов договориться и с Анджеем Бубенем, под чьим режиссерским руководством Театр на Васильевском наконец-то обрел новые силы, начал формировать собственное творческое лицо. В таких условиях впору назначать внешний патронат над Театром на Васильевском, а не отдавать ему на попечение еще один проблемный коллектив.

Озабоченность труппы Театра на Литейном легко понять. И не стоит недооценивать актеров: они пекутся не только о личной неприкосновенности и вряд ли прониклись проблемами своего непосредственного начальства. В решительные минуты они принимаются служить театру с удвоенной силой. Потому что у театра, пережившего поглощение, шанса на искусство не остается.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (5459) от 18.05.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?