Антифоны Слонимского

Монографический концерт современного классика Сергея Слонимского прошел в Малом зале Филармонии.

Антифоны Слонимского | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Именно в Малом, хотя у композитора нашлась бы музыка и для Большого зала Филармонии. Но - раз не просят, то совсем не обязательно, считает композитор, спасибо и на этом. К тому же акустика в Малом очень хороша, в ней все слышно куда яснее и тоньше, а Слонимский - композитор деталей. Сам он более чем адекватно, с повышенной долей самоиронии относится к своему дару и «делу жизни».

«Когда я был никем, я вообще не знал, чем буду до 25 лет. Мне все время внушали, что я буду музыковедом или играющим композитором, как говорили пианисты, а композиторы - сочиняющим пианистом». Такое ленинградско-петербургское хладнокровие, которое сам композитор склонен называть даже «равнодушием», - качество, помогавшее ему оставаться самим собой, переживать разные времена, противостоять наветам врагов, за которых, достигнув 85-летия, Сергей Михайлович, по его признанию, «сегодня молится». Он ненавидит лицемеров и приспособленцев, но по-донкихотски сражаться с ними - это не про него. Хотя при желании он легко может ужалить словом.

Как Дон Кихот, Слонимский отстаивает, пожалуй, только мелодию, работая сейчас над «Основами практического курса мелодики», и пытается ввести такой курс в Консерватории. В своей музыке он лишь интеллигентски констатирует «печальное положение вещей», но никогда не предлагает сценариев революций. В его музыкальных исповедях слышны и гамлетовское сомнение, и тоска короля Лира, и философия стоиков, и хулиганство в духе обэриутов, и детские грезы. Слонимский всегда писал только о том, что нравилось и интересовало его лично, а не партию. А интересовал и продолжает его интересовать мир Античности, времена формирования могучих цивилизационных систем, библейская история, театр Шекспира, судьба отважной Марии Стюарт, времена Иоанна Грозного...

Юбилейные концерты начались в альма-матер, где композитор сам импровизировал за роялем. В Концертном зале Мариинского театра в рамках программы, посвященной 155-летию петербургской Консерватории, была исполнена сюита ее выпускника Сергея Слонимского из балета «Волшебный орех», шедшего на протяжении нескольких сезонов в Мариинском театре. На том концерте композитор сидел рядом с Михаилом Шемякиным, другом и единомышленником, автором гротескных образов этого приквела к «Щелкунчику». Эту сюиту исполнил студенческий симфонический оркестр петербургской Консерватории под управлением Алексея Васильева. В ней композитор с нескрываемым удовольствием играет в постмодернизм, в цитирование любимой «музлитературы» от Берлиоза до Чайковского, в сладкие грезы о своем «детском альбоме», обезоруживающе простых мазурочках и полечках, и даже в ресторанные жанры «прогнившего Запада» из его бурной богемной молодости. В ходе концерта были перелистаны страницы композиторской биографии, начиная с фортепианной сонаты 1962 года и заканчивая оглушительно контрастными «Русской песней» и «Кавказской токкатой» 2016 года в блистательной интерпретации Ивана Александрова.

Прозвучали крайне редко исполняемые вполне авангардные «Антифоны» 1968 года, виртуозно представленные «Невским струнным квартетом», блуждавшим в поисках истины финала не только по сцене, но и по залу. На этой территории Слонимский предстал современником Кшиштофа Пендерецкого, который, к слову, пресытившись авангардом, на протяжении последних лет тоже отстаивает право голоса мелодии.

Об интенсивности творческих поисков «говорили» две ученицы Слонимского: меццо-сопрано Елена Иготти исполнила «Прощанье с другом» из «Эпоса о Гильгамеше» (1966) вместе с Настасьей Хрущевой. Настасья со скрупулезным знанием дела бесстрашно и очень художественно щипала струны рояля, создавая эффект игры на народном инструменте.

Поразил воображение интенсивностью творческих исканий и библейский блок - «Псалмы Давида», тексты в которых были скомпонованы Яковом Друскиным в 1967 году. Елена Иготти с ее зычным голосом чувственного тембра гипнотически отправляла слушателей в другую эру. Ее сопровождало инструментальное трио.

Вокальные циклы «Пять песен на стихи М. Цветаевой» (1986) в исполнении Дарьи Рябоконь и «Москва кабацкая» в исполнении Сергея Кайдалова на стихи Сергея Есенина были исполнены под аккомпанемент пианистки Ирины Шараповой и гитариста Константина Ильгина. Циклы показали и пиетет композитора перед поэтическим словом, и его желание указать на родство высокой поэзии с земными романсом и песней.

Концерт был любопытен с точки зрения не только ретроспективы, он знакомил с музыкантами круга Слонимского, которые способны обеспечить контакт между замыслом и его воплощением, говоря на языке композитора.

#Монографический концерт #Сергей Слонимский #филармония

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...