Антифоны Слонимского

Монографический концерт современного классика Сергея Слонимского прошел в Малом зале Филармонии.

Антифоны Слонимского | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Именно в Малом, хотя у композитора нашлась бы музыка и для Большого зала Филармонии. Но - раз не просят, то совсем не обязательно, считает композитор, спасибо и на этом. К тому же акустика в Малом очень хороша, в ней все слышно куда яснее и тоньше, а Слонимский - композитор деталей. Сам он более чем адекватно, с повышенной долей самоиронии относится к своему дару и «делу жизни».

«Когда я был никем, я вообще не знал, чем буду до 25 лет. Мне все время внушали, что я буду музыковедом или играющим композитором, как говорили пианисты, а композиторы - сочиняющим пианистом». Такое ленинградско-петербургское хладнокровие, которое сам композитор склонен называть даже «равнодушием», - качество, помогавшее ему оставаться самим собой, переживать разные времена, противостоять наветам врагов, за которых, достигнув 85-летия, Сергей Михайлович, по его признанию, «сегодня молится». Он ненавидит лицемеров и приспособленцев, но по-донкихотски сражаться с ними - это не про него. Хотя при желании он легко может ужалить словом.

Как Дон Кихот, Слонимский отстаивает, пожалуй, только мелодию, работая сейчас над «Основами практического курса мелодики», и пытается ввести такой курс в Консерватории. В своей музыке он лишь интеллигентски констатирует «печальное положение вещей», но никогда не предлагает сценариев революций. В его музыкальных исповедях слышны и гамлетовское сомнение, и тоска короля Лира, и философия стоиков, и хулиганство в духе обэриутов, и детские грезы. Слонимский всегда писал только о том, что нравилось и интересовало его лично, а не партию. А интересовал и продолжает его интересовать мир Античности, времена формирования могучих цивилизационных систем, библейская история, театр Шекспира, судьба отважной Марии Стюарт, времена Иоанна Грозного...

Юбилейные концерты начались в альма-матер, где композитор сам импровизировал за роялем. В Концертном зале Мариинского театра в рамках программы, посвященной 155-летию петербургской Консерватории, была исполнена сюита ее выпускника Сергея Слонимского из балета «Волшебный орех», шедшего на протяжении нескольких сезонов в Мариинском театре. На том концерте композитор сидел рядом с Михаилом Шемякиным, другом и единомышленником, автором гротескных образов этого приквела к «Щелкунчику». Эту сюиту исполнил студенческий симфонический оркестр петербургской Консерватории под управлением Алексея Васильева. В ней композитор с нескрываемым удовольствием играет в постмодернизм, в цитирование любимой «музлитературы» от Берлиоза до Чайковского, в сладкие грезы о своем «детском альбоме», обезоруживающе простых мазурочках и полечках, и даже в ресторанные жанры «прогнившего Запада» из его бурной богемной молодости. В ходе концерта были перелистаны страницы композиторской биографии, начиная с фортепианной сонаты 1962 года и заканчивая оглушительно контрастными «Русской песней» и «Кавказской токкатой» 2016 года в блистательной интерпретации Ивана Александрова.

Прозвучали крайне редко исполняемые вполне авангардные «Антифоны» 1968 года, виртуозно представленные «Невским струнным квартетом», блуждавшим в поисках истины финала не только по сцене, но и по залу. На этой территории Слонимский предстал современником Кшиштофа Пендерецкого, который, к слову, пресытившись авангардом, на протяжении последних лет тоже отстаивает право голоса мелодии.

Об интенсивности творческих поисков «говорили» две ученицы Слонимского: меццо-сопрано Елена Иготти исполнила «Прощанье с другом» из «Эпоса о Гильгамеше» (1966) вместе с Настасьей Хрущевой. Настасья со скрупулезным знанием дела бесстрашно и очень художественно щипала струны рояля, создавая эффект игры на народном инструменте.

Поразил воображение интенсивностью творческих исканий и библейский блок - «Псалмы Давида», тексты в которых были скомпонованы Яковом Друскиным в 1967 году. Елена Иготти с ее зычным голосом чувственного тембра гипнотически отправляла слушателей в другую эру. Ее сопровождало инструментальное трио.

Вокальные циклы «Пять песен на стихи М. Цветаевой» (1986) в исполнении Дарьи Рябоконь и «Москва кабацкая» в исполнении Сергея Кайдалова на стихи Сергея Есенина были исполнены под аккомпанемент пианистки Ирины Шараповой и гитариста Константина Ильгина. Циклы показали и пиетет композитора перед поэтическим словом, и его желание указать на родство высокой поэзии с земными романсом и песней.

Концерт был любопытен с точки зрения не только ретроспективы, он знакомил с музыкантами круга Слонимского, которые способны обеспечить контакт между замыслом и его воплощением, говоря на языке композитора.

#Монографический концерт #Сергей Слонимский #филармония

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.