Антифоны Слонимского

Монографический концерт современного классика Сергея Слонимского прошел в Малом зале Филармонии.

Антифоны Слонимского | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Именно в Малом, хотя у композитора нашлась бы музыка и для Большого зала Филармонии. Но - раз не просят, то совсем не обязательно, считает композитор, спасибо и на этом. К тому же акустика в Малом очень хороша, в ней все слышно куда яснее и тоньше, а Слонимский - композитор деталей. Сам он более чем адекватно, с повышенной долей самоиронии относится к своему дару и «делу жизни».

«Когда я был никем, я вообще не знал, чем буду до 25 лет. Мне все время внушали, что я буду музыковедом или играющим композитором, как говорили пианисты, а композиторы - сочиняющим пианистом». Такое ленинградско-петербургское хладнокровие, которое сам композитор склонен называть даже «равнодушием», - качество, помогавшее ему оставаться самим собой, переживать разные времена, противостоять наветам врагов, за которых, достигнув 85-летия, Сергей Михайлович, по его признанию, «сегодня молится». Он ненавидит лицемеров и приспособленцев, но по-донкихотски сражаться с ними - это не про него. Хотя при желании он легко может ужалить словом.

Как Дон Кихот, Слонимский отстаивает, пожалуй, только мелодию, работая сейчас над «Основами практического курса мелодики», и пытается ввести такой курс в Консерватории. В своей музыке он лишь интеллигентски констатирует «печальное положение вещей», но никогда не предлагает сценариев революций. В его музыкальных исповедях слышны и гамлетовское сомнение, и тоска короля Лира, и философия стоиков, и хулиганство в духе обэриутов, и детские грезы. Слонимский всегда писал только о том, что нравилось и интересовало его лично, а не партию. А интересовал и продолжает его интересовать мир Античности, времена формирования могучих цивилизационных систем, библейская история, театр Шекспира, судьба отважной Марии Стюарт, времена Иоанна Грозного...

Юбилейные концерты начались в альма-матер, где композитор сам импровизировал за роялем. В Концертном зале Мариинского театра в рамках программы, посвященной 155-летию петербургской Консерватории, была исполнена сюита ее выпускника Сергея Слонимского из балета «Волшебный орех», шедшего на протяжении нескольких сезонов в Мариинском театре. На том концерте композитор сидел рядом с Михаилом Шемякиным, другом и единомышленником, автором гротескных образов этого приквела к «Щелкунчику». Эту сюиту исполнил студенческий симфонический оркестр петербургской Консерватории под управлением Алексея Васильева. В ней композитор с нескрываемым удовольствием играет в постмодернизм, в цитирование любимой «музлитературы» от Берлиоза до Чайковского, в сладкие грезы о своем «детском альбоме», обезоруживающе простых мазурочках и полечках, и даже в ресторанные жанры «прогнившего Запада» из его бурной богемной молодости. В ходе концерта были перелистаны страницы композиторской биографии, начиная с фортепианной сонаты 1962 года и заканчивая оглушительно контрастными «Русской песней» и «Кавказской токкатой» 2016 года в блистательной интерпретации Ивана Александрова.

Прозвучали крайне редко исполняемые вполне авангардные «Антифоны» 1968 года, виртуозно представленные «Невским струнным квартетом», блуждавшим в поисках истины финала не только по сцене, но и по залу. На этой территории Слонимский предстал современником Кшиштофа Пендерецкого, который, к слову, пресытившись авангардом, на протяжении последних лет тоже отстаивает право голоса мелодии.

Об интенсивности творческих поисков «говорили» две ученицы Слонимского: меццо-сопрано Елена Иготти исполнила «Прощанье с другом» из «Эпоса о Гильгамеше» (1966) вместе с Настасьей Хрущевой. Настасья со скрупулезным знанием дела бесстрашно и очень художественно щипала струны рояля, создавая эффект игры на народном инструменте.

Поразил воображение интенсивностью творческих исканий и библейский блок - «Псалмы Давида», тексты в которых были скомпонованы Яковом Друскиным в 1967 году. Елена Иготти с ее зычным голосом чувственного тембра гипнотически отправляла слушателей в другую эру. Ее сопровождало инструментальное трио.

Вокальные циклы «Пять песен на стихи М. Цветаевой» (1986) в исполнении Дарьи Рябоконь и «Москва кабацкая» в исполнении Сергея Кайдалова на стихи Сергея Есенина были исполнены под аккомпанемент пианистки Ирины Шараповой и гитариста Константина Ильгина. Циклы показали и пиетет композитора перед поэтическим словом, и его желание указать на родство высокой поэзии с земными романсом и песней.

Концерт был любопытен с точки зрения не только ретроспективы, он знакомил с музыкантами круга Слонимского, которые способны обеспечить контакт между замыслом и его воплощением, говоря на языке композитора.

#Монографический концерт #Сергей Слонимский #филармония

Комментарии