Анна Каренина XXI века

На майских праздниках в Петербурге выступил балет Хорватского национального театра. Событие знаменательное. Во-первых, в последний раз балет этого загребского театра гастролировал в городе на Неве, еще когда он был Ленинградом, 30 лет назад. Во-вторых, хорваты привезли спектакль по одному из самых знаковых произведений русской литературы на музыку одного из самых знаковых русских композиторов. И петербургские зрители не остались равнодушными к «Анне Карениной», положенной на романтические оркестровые произведения Чайковского и «прочитанной» хореографом Лео Муйичем как исключительно любовный роман об абсолютной и разрушительной страсти. После спектакля журналисту Елене БОБРОВОЙ удалось поговорить с руководителем балетной труппы Хорватского национального театра Леонардом ЯКОВИНОЙ.

Анна Каренина XXI века | Леонард Яковина: «Для любого хореографа сочинить свою версию гениального романа — это и честь, и вызов». ФОТО предоставлено пресс-службой «Нева-арт»

Леонард Яковина: «Для любого хореографа сочинить свою версию гениального романа — это и честь, и вызов». ФОТО предоставлено пресс-службой «Нева-арт»

- Леонард, естественный вопрос: почему в Петербург вы привезли именно «Анну Каренину»?

- Все очень просто - именно этот спектакль выбрала российская сторона. И я думаю, что это было правильное решение. Приезжать в балетную Мекку с «Лебединым озером» было бы странно, если не самонадеянно. А «Анна Каренина» - это эксклюзивная постановка, одна из лучших в нашем репертуаре. Она признана в мире, и нам хотелось, чтобы и искушенный петербургский зритель оценил балет Лео Муйича, тем более что создан он на музыку Чайковского.

- Как вы думаете, почему этот сложный роман так притягивает хореографов? Ведь воплотить его в балете сложно, перед балетмейстером стоит задача сочетания условности искусства хореографии с реализмом прозы Толстого...

- Для любого хореографа сочинить свою версию гениального романа - это и честь, и вызов. Но это вызов и для артистов балета. Вспоминаю, когда в труппе Хорватского национального театра (ХНТ) стало известно о постановке «Анны Карениной», вся труппа боролась за роли. Каждому хотелось танцевать партии Анны, Каренина, Вронского. Шла самая настоящая борьба.

- «Анна Каренина» популярна в Хорватии?

- Очень. Как рассказала Дубравка Вргоч (директор ХНТ. - Прим. ред.) на пресс-конференции, несколько лет назад, руководя Молодежным театром Загреба, она провела исследование: какую литературу читает молодежь. И выяснилось, что самая популярная книга - «Анна Каренина». После этого она попросила российского режиссера Василия Сенина поставить по этому роману спектакль. Это был один из самых популярных спектаклей Молодежного театра за последнее десятилетие.

- Лео Муйич в своем балете соединил академизм с экспрессией современного танца. Признаюсь, я думала, что балет ХНТ ориентирован на классику.

- Нет, что вы! У нас есть современные постановки. Более того, я считаю, что в репертуаре не только театра, но и каждого танцора должны присутствовать все направления хореографии, от классики до современных форм, в том числе психологический балет. Когда я сам выступал как артист балета, руководитель труппы предоставил мне возможность работать с очень разными хореографами. И благодаря этому через современный балет я понял классику. Мне хотелось бы, чтобы артисты ХНТ имели такую же возможность. Век танцовщика очень короток, и, мне кажется, важно успеть за этот период постичь танец с разных сторон.

Так что современный балет у нас есть. Но при этом я считаю, что 80% репертуара должна составлять классика.

- Почему? Только потому, что у вас классическая школа?

- Потому что хорватский зритель любит классику, как, впрочем, зритель других европейских стран. Когда в репертуаре вновь появляется «Лебединое озеро» - ты знаешь, что это беспроигрышный случай, аншлаги обеспечены. После тяжелого рабочего дня люди хотят выходить из театра с улыбкой.

Но не только с улыбкой. Не знаю, как в Петербурге, а в Загребе зрители тяготеют к психологическому балету. Экстерьерный театр - это отличный релакс, радость для глаз. Но ведь хочется сопереживать героям. Люди, придя в зрительный зал, пытаются отключиться от происходящего вокруг - работы, проблем, всех страхов, которыми переполнен сегодня наш мир, - и погрузиться в мир чистых эмоций. Когда я впервые увидел балет Лео Муйича «Анна Каренина», поверьте, это был первый спектакль за двадцать лет моей балетной карьеры, на котором у меня проступили слезы, настолько он психологичен и драматичен.

- В одной загребской газете было написано: «Забудьте о Грете Гарбо. Настоящая Анна Каренина XXI века - на сцене Хорватского национального театра». Этот отклик о многом говорит.

- Да, этот спектакль очень сильно корреспондируется с нашим временем и с точки зрения психологии персонажей, и с точки зрения хореографии. Артисты балета настолько вжились в своих персонажей, они пропускали все эмоции через себя, подключали в том числе какой-то генетический код. Все это близко к тому, чему учил ваш великий Станиславский. И что еще важно - Лео Муйич сумел удивительным образом сжать этот роман, превратив действие в тугую пружину. Он не выстроил сцены линейно, одна за другой, как в традиционном классическом балете. Нет, на сцене одновременно разыгрываются 3 - 4 сцены. Эмоции зашкаливают. Я помню свои переживания - вначале я на стороне мужчин, Каренина и Вронского, потом стал склоняться на сторону Анны - настолько сильно она погружена в свои эмоции, что оказывается в пограничном состоянии.

- Хореограф вывел Каренина на один уровень с Вронским, высокопоставленный чиновник столь же страстен, как и блестящий офицер. И в итоге мы стали свидетелями борьбы двух мужчин за обладание Анной. И то, как она повисла на их руках - как на кресте, - действительно ошеломляет. По Муйичу, Анна жертва мужчин, которые не поняли ее страданий.

- Да, и ее исход - это искупление вины за то, что она разрушила жизни Вронского и Каренина. Тем балет Лео Муйича и интересен, что зрителю очень тяжело выбрать чью-то сторону. Этот балет нужно не просто смотреть, а проживать...

- Увы, в России Лео Муйич - величина неизвестная.

- Это прекрасный хореограф. Я с ним познакомился, когда еще был солистом Берлинского государственного театра, которым руководит Владимир Малахов, там Муйич поставил один из своих первых балетов. Лео получил классическое образование, потом учился у Мориса Бежара. Так что его диапазон и как танцора и как хореографа достаточно большой. Он сделал прекрасную международную карьеру - ставил в Западной Европе, Токио, Штатах. Он очень тонко чувствует движение, шаг танцора, музыку... И я рад, что он согласился сделать еще одну работу в нашем театре - хореографию к психодраме «Господа Глембаи» Мирослава Крлежа, который для нас значит то же, что для русского Лев Толстой.

- Не могу не спросить о русском балете. Ваша труппа перед спектаклем репетировала в Академии Вагановой.

- Да! Это была потрясающая возможность оказаться в стенах альма-матер классического балета! Как артист я очень связан с русской школой, у меня было немало педагогов из России. Но одно дело перенимать у них мастерство, а другое - попасть в Академию Вагановой, эту удивительную «фабрику талантов». Мне сложно передать те ощущения, которые испытываешь, глядя на совсем еще маленьких детей, которые скоро станут звездами. Я иногда думаю: почему классический балет достиг высочайшего уровня именно в России? Что это? Генетическая предрасположенность народа? Анатомия тела? Или все это в совокупности с потрясающей школой, с дисциплиной и самой жесточайшей системой отбора студентов. Можно себе представить, какая это честь - учиться в Академии им. Вагановой.


#балет #театр

Комментарии