Главная городская газета

Анна Каренина XXI века

Свежие материалы Культура

Нестареющая Золушка

История балетных интерпретаций сюжета «Золушки» по известной сказке Шарля Перро богата событиями, именами хореографов, композиторов, исполнителей ведущих партий.

Читать полностью

Меломанов ждал завод

Новый сезон в Мариинке начался музыкой машин.

Читать полностью

Неделя ювелирной моды пройдёт в Музее связи

21-24 сентября 2017 года Музей связи примет неделю ювелирной моды «Сокровища Петербурга», которая объединит почти 250 российских и зарубежных компаний. Читать полностью

Выставка «Блокадный рисунок»

Облик и реалии осаждённого Ленинграда в работах С. П. Светлицкого Читать полностью

Ты записался в плакатисты?

Первую в постсоветское время выставку графической агитации «Плакат эпохи революции» Русский музей открыл в залах Мраморного дворца.

Читать полностью

Чепчик со звездой

В Мраморном дворце прошел... прием в пионеры.

Читать полностью
Реклама
Анна Каренина XXI века | Леонард Яковина: «Для любого хореографа сочинить свою версию гениального романа — это и честь, и вызов». ФОТО предоставлено пресс-службой «Нева-арт»

Леонард Яковина: «Для любого хореографа сочинить свою версию гениального романа — это и честь, и вызов». ФОТО предоставлено пресс-службой «Нева-арт»

На майских праздниках в Петербурге выступил балет Хорватского национального театра. Событие знаменательное. Во-первых, в последний раз балет этого загребского театра гастролировал в городе на Неве, еще когда он был Ленинградом, 30 лет назад. Во-вторых, хорваты привезли спектакль по одному из самых знаковых произведений русской литературы на музыку одного из самых знаковых русских композиторов. И петербургские зрители не остались равнодушными к «Анне Карениной», положенной на романтические оркестровые произведения Чайковского и «прочитанной» хореографом Лео Муйичем как исключительно любовный роман об абсолютной и разрушительной страсти. После спектакля журналисту Елене БОБРОВОЙ удалось поговорить с руководителем балетной труппы Хорватского национального театра Леонардом ЯКОВИНОЙ.

- Леонард, естественный вопрос: почему в Петербург вы привезли именно «Анну Каренину»?

- Все очень просто - именно этот спектакль выбрала российская сторона. И я думаю, что это было правильное решение. Приезжать в балетную Мекку с «Лебединым озером» было бы странно, если не самонадеянно. А «Анна Каренина» - это эксклюзивная постановка, одна из лучших в нашем репертуаре. Она признана в мире, и нам хотелось, чтобы и искушенный петербургский зритель оценил балет Лео Муйича, тем более что создан он на музыку Чайковского.

- Как вы думаете, почему этот сложный роман так притягивает хореографов? Ведь воплотить его в балете сложно, перед балетмейстером стоит задача сочетания условности искусства хореографии с реализмом прозы Толстого...

- Для любого хореографа сочинить свою версию гениального романа - это и честь, и вызов. Но это вызов и для артистов балета. Вспоминаю, когда в труппе Хорватского национального театра (ХНТ) стало известно о постановке «Анны Карениной», вся труппа боролась за роли. Каждому хотелось танцевать партии Анны, Каренина, Вронского. Шла самая настоящая борьба.

- «Анна Каренина» популярна в Хорватии?

- Очень. Как рассказала Дубравка Вргоч (директор ХНТ. - Прим. ред.) на пресс-конференции, несколько лет назад, руководя Молодежным театром Загреба, она провела исследование: какую литературу читает молодежь. И выяснилось, что самая популярная книга - «Анна Каренина». После этого она попросила российского режиссера Василия Сенина поставить по этому роману спектакль. Это был один из самых популярных спектаклей Молодежного театра за последнее десятилетие.

- Лео Муйич в своем балете соединил академизм с экспрессией современного танца. Признаюсь, я думала, что балет ХНТ ориентирован на классику.

- Нет, что вы! У нас есть современные постановки. Более того, я считаю, что в репертуаре не только театра, но и каждого танцора должны присутствовать все направления хореографии, от классики до современных форм, в том числе психологический балет. Когда я сам выступал как артист балета, руководитель труппы предоставил мне возможность работать с очень разными хореографами. И благодаря этому через современный балет я понял классику. Мне хотелось бы, чтобы артисты ХНТ имели такую же возможность. Век танцовщика очень короток, и, мне кажется, важно успеть за этот период постичь танец с разных сторон.

Так что современный балет у нас есть. Но при этом я считаю, что 80% репертуара должна составлять классика.

- Почему? Только потому, что у вас классическая школа?

- Потому что хорватский зритель любит классику, как, впрочем, зритель других европейских стран. Когда в репертуаре вновь появляется «Лебединое озеро» - ты знаешь, что это беспроигрышный случай, аншлаги обеспечены. После тяжелого рабочего дня люди хотят выходить из театра с улыбкой.

Но не только с улыбкой. Не знаю, как в Петербурге, а в Загребе зрители тяготеют к психологическому балету. Экстерьерный театр - это отличный релакс, радость для глаз. Но ведь хочется сопереживать героям. Люди, придя в зрительный зал, пытаются отключиться от происходящего вокруг - работы, проблем, всех страхов, которыми переполнен сегодня наш мир, - и погрузиться в мир чистых эмоций. Когда я впервые увидел балет Лео Муйича «Анна Каренина», поверьте, это был первый спектакль за двадцать лет моей балетной карьеры, на котором у меня проступили слезы, настолько он психологичен и драматичен.

- В одной загребской газете было написано: «Забудьте о Грете Гарбо. Настоящая Анна Каренина XXI века - на сцене Хорватского национального театра». Этот отклик о многом говорит.

- Да, этот спектакль очень сильно корреспондируется с нашим временем и с точки зрения психологии персонажей, и с точки зрения хореографии. Артисты балета настолько вжились в своих персонажей, они пропускали все эмоции через себя, подключали в том числе какой-то генетический код. Все это близко к тому, чему учил ваш великий Станиславский. И что еще важно - Лео Муйич сумел удивительным образом сжать этот роман, превратив действие в тугую пружину. Он не выстроил сцены линейно, одна за другой, как в традиционном классическом балете. Нет, на сцене одновременно разыгрываются 3 - 4 сцены. Эмоции зашкаливают. Я помню свои переживания - вначале я на стороне мужчин, Каренина и Вронского, потом стал склоняться на сторону Анны - настолько сильно она погружена в свои эмоции, что оказывается в пограничном состоянии.

- Хореограф вывел Каренина на один уровень с Вронским, высокопоставленный чиновник столь же страстен, как и блестящий офицер. И в итоге мы стали свидетелями борьбы двух мужчин за обладание Анной. И то, как она повисла на их руках - как на кресте, - действительно ошеломляет. По Муйичу, Анна жертва мужчин, которые не поняли ее страданий.

- Да, и ее исход - это искупление вины за то, что она разрушила жизни Вронского и Каренина. Тем балет Лео Муйича и интересен, что зрителю очень тяжело выбрать чью-то сторону. Этот балет нужно не просто смотреть, а проживать...

- Увы, в России Лео Муйич - величина неизвестная.

- Это прекрасный хореограф. Я с ним познакомился, когда еще был солистом Берлинского государственного театра, которым руководит Владимир Малахов, там Муйич поставил один из своих первых балетов. Лео получил классическое образование, потом учился у Мориса Бежара. Так что его диапазон и как танцора и как хореографа достаточно большой. Он сделал прекрасную международную карьеру - ставил в Западной Европе, Токио, Штатах. Он очень тонко чувствует движение, шаг танцора, музыку... И я рад, что он согласился сделать еще одну работу в нашем театре - хореографию к психодраме «Господа Глембаи» Мирослава Крлежа, который для нас значит то же, что для русского Лев Толстой.

- Не могу не спросить о русском балете. Ваша труппа перед спектаклем репетировала в Академии Вагановой.

- Да! Это была потрясающая возможность оказаться в стенах альма-матер классического балета! Как артист я очень связан с русской школой, у меня было немало педагогов из России. Но одно дело перенимать у них мастерство, а другое - попасть в Академию Вагановой, эту удивительную «фабрику талантов». Мне сложно передать те ощущения, которые испытываешь, глядя на совсем еще маленьких детей, которые скоро станут звездами. Я иногда думаю: почему классический балет достиг высочайшего уровня именно в России? Что это? Генетическая предрасположенность народа? Анатомия тела? Или все это в совокупности с потрясающей школой, с дисциплиной и самой жесточайшей системой отбора студентов. Можно себе представить, какая это честь - учиться в Академии им. Вагановой.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook