Анна Нетребко отметила 50-летие гала-концертом в Мариинском театре

Анна Нетребко отметила 50-летие на Новой сцене Мариинского театра большим гала-концертом, где в окружении команды коллег под управлением маэстро Валерия Гергиева окунулась в прошлое – в партии, которые давно не поет.

Анна Нетребко отметила 50-летие гала-концертом в Мариинском театре | (с) Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2021 г.

(с) Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2021 г.

Юбилей оперной дивы – сложный жанр. Его сложность – собственно возраст, который нужно показать в максимально выигрышной аранжировке. Еще одна сложность – «одноразовость» мероприятия, а качественный, содержательный, с чувством юмора сценарий и проект в целом требуют много времени и соответствующих вложений. Ни московский концерт в Кремле, состоявшийся в день ее рождения, ни петербургский в Мариинском театре спустя две недели не стали выдающимися, запоминающимися событиями. В Кремлевском дворце, где звезды оперы смешались с кумирами эстрады, состязаясь в умении двигаться на сцене и петь в микрофон, возник перекос в сторону отвязной неформальности с множеством технических накладок. И когда не слишком чуткий ведущий под занавес решил спросить у эмоционально опустошенной Анны, что она чувствует, получил в ответ: «Я пока в прострации».

Анна пригласила на кремлевскую сцену своих краснодарских и петербургских подруг спеть «Крылатые качели» Крылатова, в которых солировали Хибла Герзмава и сын Нетребко Тьяго. Это добавило щемящей ностальгии по детскости этого праздника. В разгульной Москве организаторы концерта дали публике полнее прочувствовать буйное «деньрожденческое» настроение дивы. А в Мариинском театре при всем желании авторов концепции (концертмейстер Ирина Соболева и молодой режиссер Екатерина Малая) сделать нечто более-менее радостное и необременительное возник крен в сторону академизма – то, от чего всю свою жизнь убегала Нетребко. Да и подборка не самых ярких номеров оставляла желать лучшего.

Оба концерта роднила попытка явить нечто внушительное, большое, соразмерное количеству и качеству прожитых лет. Но ни одному из них не удалось отразить суть миссии певицы, отвергавшей стереотипы, выжигающей всякую скуку на сцене. И когда в финале концерта в Мариинском Анну Нетребко, неловко державшуюся за фонарь, выкатили как памятник самой себе на постаменте под звуки оды Екатерине II из «Пиковой дамы» Чайковского, публика уже не знала, плакать или смеяться. Сценаристы явно перестарались в усердном стремлении отработать юбилейный жанр.

И все же концерт в Мариинском доставил несколько минут счастья и самой юбилярше (о чем она написала в соцсетях), и ее многочисленным поклонникам. В отличие от кремлевского концерта в Мариинском обошлись без конферанса, прибегнув к помощи красноречивого фотоархива с героиней вечера в разных ролях на сцене и в жизни. А начали с выходной арии Адрианы Лекуврер из одноименной оперы Чилеа. Анна запела о том, что она – «смиренная служанка создателя творца». Верным же слугой любимой певицы в тот вечер от начала до конца был Валерий Гергиев, выстраивавший максимально комфортную темповую и смысловую драматургию.

В этой партии Нетребко услышали четыре года назад в Мариинском театре на премьере постановки, в ней она блистала и в «Метрополитен-опера» в пышном историческом костюме. Роль знаменитой французской актрисы «Комеди Франсез», поклонником которой был сам Вольтер, может быть, пришла к Анне чуть позже, чем могла бы, зато сидит она на русской примадонне как влитая, ведь без сплава драматического и вокального дарований за эту роль не стоит браться.

Контрастом к Адриане стала Адина из «Любовного напитка» Доницетти, в этой партии Анна блистала по всему миру, включая роскошный спектакль «Метрополитен-оперы». Партнером по дуэту на юбилейном концерте в Мариинском был у этой Адины знойный Дулькамара в колоритном исполнении бас-баритона Магеррама Гусейнова. Анна вырулила на сцену на мопеде, словно отправилась на машине времени в свое прошлое. Она лихо пропела дуэт Адины, в котором строптивая красотка выясняла у шарлатана секрет воздействия любовного напитка. Если былого блеска фирменного вокала оказалось чуть меньше, чем было когда-то, то искусство филигранной интонации покоряло с прежней силой, да и комический дар у певицы не выветрился, не говоря уже о виртуозной лепке образа. В финальном квартете из «Риголетто» Верди Анна захватывала бриллиантовыми нотами верхнего регистра, оттененными баритоном Владислава Сулимского – Риголетто.

Джильда Нетребко пленяла своими истаивающими ангельскими верхами, демонстрируя миссию героини в этой опере – простить герцога-негодяя и принести себя в жертву во имя любви. Выходная ночная ария Леоноры Tacea la note из «Трубадура» Верди – партия, с которой началась смена амплуа Анны с лирического на лирико-драматическое и далее в драматическое, прозвучала как интермеццо перед занавесом между сменой картин. Сегодня из графика выступлений певицы эта партия тоже исчезла, хотя, судя по всему, она еще могла бы в ней послужить верой и правдой любимым театрам и фанатам.

Сцена в кабачке «Момюс» из «Богемы» Пуччини стала безупречным сальто в прошлое. Анна Нетребко была взбалмошной звездной гризеткой, швырявшей тарелки одна за другой, показывая нрав богатому Альциндору. Ее Мюзетта была хороша от первой до последней ноты, от первой до последней выходки. С этой пышной субреточной партии Анна начинала свое вхождение в «Богему», а Мими в ее репертуаре появилась намного позже.

Самая главная интрига шоу поджидала всех в пасторали «Искренность пастушки» из «Пиковой дамы» Чайковского. Прежде чем предстать в костюме пастушки Прилепы, Анна появилась на несколько минут в костюме Лизы вместе с Германом – тенором Сергеем Семишкуром, суля, что вскоре ее услышат в этой партии целиком. Прилепа получилась прелестной, хотя певице пришлось «прибирать» (как называют это сами вокалисты) звук в сторону безвибратного, песенно-барочного. Грации и способности пошалить ей было не занимать, к тому же Миловзора пела ее подруга – меццо-сопрано Злата Булычева, а Златогора – любимый партнер и коллега по классу Елены Матусовской в Мариинском театре баритон Владислав Сулимский. И после этой сценки Анну и выкатили как живой памятник...

Нет сомнений, что впереди у поклонников русской сопрано по всему миру еще много захватывающих событий. В них Анна покажет, на что способна настоящая русская примадонна.


#юбилей #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7028) от 12.10.2021 под заголовком «Рецепт ее юбилеев».


Комментарии