2Vtzqv4Hz9U

Анна Ласкина: «Музей – это нескучно»

Фестивали «Весь день – театр» и «Здесь и сейчас», постановки молодых театральных коллективов и встречи с популярными артистами. Театральный музей Петербурга давно воспринимается в городе и как особое сценическое пространство. Во многом это результат работы научно-просветительского отдела, заведующая которого Анна Ласкина в этом году номинирована на престижную театральную премию «Прорыв» как лучший менеджер за создание аудиоспектакля «Портрет». А совсем недавно в рамках выставки «НЭП: хлеба и зрелищ!» в музее состоялась премьера постановки «12 стульев. Фан-фикшн».

Анна Ласкина: «Музей – это нескучно» | Анна Ласкина / Фото из личного архива

Анна Ласкина / Фото из личного архива

– Анна, что такое «фан-фикшн», в чем главные особенности этой постановки?

– Этот жанр придумал наш режиссер Никита Славич. Часто фанаты книг сочиняют свои истории на темы любимых произведений. Например, в моем детстве успехом пользовались фанфики про Гарри Поттера. Это ли не подтверждение любви к автору и его героям? Так же поступили и мы в этом спектакле – драматург Глеб Колондо написал фантазию, в которой оживает Остап Бендер. Оживает он по конкретному поводу – спектакль создан в рамках выставки «НЭП: хлеба и зрелищ!», которая сейчас экспонируется в нашем музее. «12 стульев» – это лучший роман времен НЭПа, а «великий комбинатор» – идеальное воплощение этой эпохи.

Вообще-то персонажей в нашем спектакле два. Первый – Остап, которого играет Владимир Антипов, второй – Экскурсовод. В этой роли выступает научный сотрудник музея и, по совместительству, куратор выставки Ольга Краева. Но наш спектакль создается не только всеми этими людьми, он творится зрителями. Они участвуют в действии – отвечают на вопросы Остапа и выполняют его задания. Впрочем, за веселой маской ведущего игры «Что? Где? Когда?» скрывается грустное лицо Остапа – человека, который мечтает о чем-то большем…


Постановка «12 стульев. Фан-фикшн». Фото Сергея Маклюка / Предоставлено научно-просветительским отделом Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства

– Вы номинированы на премию «Прорыв» за спектакль «Портрет». Что это за постановка, и как возникла ее идея?

– Лет пять назад я придумала фестиваль «Весь день – театр», приуроченный к Международному дню театра. Казалось бы, кому отмечать этот праздник, как не нашему музею, но почему-то никто об этом не задумывался. Название фестиваля говорит о том, что публика почти целый день проводит в музее – слушает лекции, присутствует на читках пьес современных драматургов, смотрит спектакли. После «Весь день – театр» появился фестиваль молодых театров «Здесь и сейчас». В Петербурге много талантливых молодых актеров и режиссеров. У них есть свои постановки, но нет площадок. У музея площадка есть – правда, не театральная и не очень оснащенная, но все же это лучше, чем ничего. Два года раз в месяц мы показывали спектакли молодых трупп, это был очень интересный опыт...

Когда мы осуществили эти проекты, я задумалась: было бы неплохо, если бы у музея был свой спектакль. А в перспективе – свой театр! 30 октября 2019 года такой спектакль появился. Никита Славич вместе с драматургом Александрой Сальниковой придумали историю о музее и его сотрудниках. Разных героев – и разные времена – связывает меценат, коллекционер и один из создателей нашего музея Левкий Жевержеев в исполнении всем известного Дмитрия Лысенкова.

– Анна, зачем зрителю смотреть спектакль в музее, а не в театре?

– Оба спектакля, о которых я рассказала, неотделимы от площадок, на которой они исполняются. Аудиоспектакль «Портрет» предполагает, что вы надели наушники, получили фонарик и дальше гуляете по затемненной экспозиции музея. «12 стульев» – вроде как продолжение выставки. В дальнейшем мы предполагаем связать спектакль с залом, рассказывающем о театре эпохи авангарда, но принцип останется тем же. Сейчас я мечтаю сделать спектакль о Дирекции императорских театров. Так сказать, приквел «Портрета». Ведь в здании нашего музея на Островского, 6, много десятилетий располагалась Дирекция императорских театров, тут вершились театральные (и не только театральные!) судьбы. Здесь увольняли из Дирекции Дягилева, Мейерхольд поступал на службу после громкого скандала с Комиссаржевской, Чайковский играл свою балетную музыку.

– А как вы выбираете творческие коллективы и спектакли для демонстрации на площадке музея?

– По своему образованию я театровед, а не продюсер. Хотя сейчас я больше занимаюсь продюсированием – придумываю проекты, продвигаю их, ищу партнеров. Но мое первое образование позволяет выбирать коллективы – наверное, благодаря большой насмотренности. Конечно, чаще всего я делаю выбор в пользу молодых.

Однажды мы показывали в музее спектакль «Мейерхольд» Романа Габриа. Когда Роман пришел в музей, то сразу понял: спектакль «не встанет» в нашем концертном зале. Мы с Романом идем по экспозиции, доходим до зала, посвященного авангарду. На стенах – эскизы к спектаклям Мейерхольда. В центре – большая конструкция, похожая на земной шар, по ней можно подниматься и спускаться. Роман говорит: «Будем играть здесь». Пришлось менять мизансцены, но это того стоило. Где еще, как не у нас, мог бы случится подобный эксперимент?


Аудиоспектакль «Портрет» рассказывает историю о музее и его сотрудниках. Фото Марины Романовой / Предоставлено научно-просветительским отделом Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства

– Кто ваша публика?

– Публика разная. На «Портрет» ходит молодежь, которая любит интересные форматы. Взрослые люди, которые что-то знают об истории музея. Конечно, поклонники Дмитрия Лысенкова. На «12 стульях» тоже аудитория неоднородная, хотя, конечно, молодежи больше.

Мы стремимся к тому, чтобы было интересно всем. Исходя из этой задачи, мы создавали программу к выставке о НЭПе. У нас были танцы – с помощью специального педагога публика училась танцевать чарлстон, шимми и другие танцы этого времени. Мы смотрели Льва Кулешова и Чарли Чаплина под живую музыку. В ноябре нас ждет большая лекционная программа с участием известных людей – историка, театроведа и экономиста.

– Какие главные задачи вы ставите перед собой в профессиональной деятельности?

– У меня есть «сверхзадача», как говорил Станиславский. Она заключается в том, чтобы доказать: музей – это нескучно. Здесь не только стоят экспонаты в витринах. Успехом я считаю то, что в последние пять лет у нас появилась новая аудитория, а старая аудитория нас не ругает. Шучу! Очень радуюсь, когда на «Портрете» зрители говорят: я уже в третий раз. А ведь это аудиоспектакль!

Конечно, все свои радости я разделяю с коллегами. Если что-то не выходит, то сразу иду к ним. Сколько раз мне помогала советом Наталия Вайнберг, наш старейший сотрудник! Уж не говоря о том, что просто ничего бы не было, если бы не постоянная поддержка нашего директора Натальи Ивановны Метелицы. Меня окружают прекрасные люди. Например, в соседнем отделе работает Ирина Зартайская – не только классный музейщик, но и прекрасный детский писатель, автор более 70 книг для маленьких. Кстати, во время карантина Ира написала книгу «Сказки театрального музея». Сперва мы ее публиковали в наших социальных сетях, а потом, с помощью «Фонда развития музея», их издали.


В рамках аудиоспектакля «Портрет» посетители с фонариком гуляют по затемненной экспозиции музея. Фото Марины Романовой / Предоставлено научно-просветительским отделом Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства

– Что отличает российские музеи от, например, европейских?

– В европейских музеях есть то, что не всегда есть у нас. Например, в Уффици во Флоренции висят лучшие в мире картины, но это не давит на публику. Дети и даже молодежь могут сидеть на полу. На экскурсоводе – джинсы и футболка. Это значит, что посетители и служащие воспринимают музей не как чужое, а как «свое» пространство. Надеюсь, когда-нибудь так же «раскрепостятся» и наши музеи. Кое-где это начинает происходить.

– Что для вас является примером грамотной работы музея с публикой?

– Когда я путешествую, то стараюсь оказаться в том месте, где есть театральный музей. Не так давно я была в Таллинском Театральном музее. Музей маленький, коллекция небогатая, с нашей не сравнишь. По сути, все расположено в нескольких комнатах. Но как все хорошо придумано! Стенды легко перемещаются, для детей на уровне глаз сделаны маленькие деревянные кружочки – посмотришь в них и прочтешь что-то важное, связанное с экспозицией. Детям в музее все должно быть понятно.

#театр #музеи Петербурга #искусство

Комментарии