Англиканскую церковь в Петербурге приспособят под концертный зал

Витражи Англиканской церкви (Английская набережная, 56) впервые за много лет увидели свет благодаря активистам проекта «Витражи Петербурга. Инвентаризация». Двери объекта культурного наследия открыли сотрудники Мюзик-холла, в оперативном управлении которого здание находится последние пять лет.

Англиканскую церковь в Петербурге приспособят под концертный зал | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Татьяна Княжицкая, искусствовед, руководитель проекта инвентаризации, помещение церкви украшали 15 витражей. Они были созданы английской мастерской HEATON, BUTLER & BAYNE в два этапа. В 1870-е годы здание, сооруженное в 1814 – 1815 годах Джакомо Кваренги, было перестроено по проекту Федора Болтенгагена. Окна были увеличены, в них установили тринадцать витражей с изображениями апостолов и английских святых, выполненными в духе Уильяма Морриса, художника и поэта, основателя движения «Искусства и ремесла». Одиннадцать находились на северной стене, украшая главный фасад здания, который смотрит на Неву. Два – на южной стороне, выходящей во двор.

В 1894 – 1896 годах еще два витража – «Святой Георгий» и «Святая Елизавета», уже в стиле модерн, были установлены на южной стене церковного зала в новых окнах. Все витражи съемные и имеют размер 318 х 135 см. Витражное стекло, собранное на свинцовый профиль, «упаковано» в металлическую раму. Она надевается на окно изнутри подобно ставням, для чего в оконном коробе устроены специальные крепления.

По словам Княжицкой, пока не удалось найти документы об этих витражах. В 1919 году церковь была закрыта, тогда же английская миссия покинула Петроград, забрав все документы. Витражная мастерская прекратила свое существование в 1950-е годы.

Но самое удивительное, что витражи сохранились. Их сняли с окон после войны, оставив в церковном зале. Следовательно, витражи примерно 70 лет провели на окнах и столько же – на полу, прислоненные к стенам. Сейчас восемь находятся в основном пространстве церковного зала, а семь спрятаны в нишу между органом и стеной здания. Княжицкая предположила, что восемь витражей – это те, которые в 1996 – 1998 годах были отреставрированы художниками Вадимом Лебедевым и Сергеем Хваловым.

Именно с них и начали инвентаризацию волонтеры. Самым первым оказался «Святой Георгий». Каждый витраж весом более 100 кг четыре человека аккуратно переносили в середину зала, чтобы сделать фотофиксацию с обеих сторон. Она необходима для иллюстрирования будущей книги «Витражи Петербурга. Адмиралтейский район».

В ближайшие дни мастера Мюзик-холла разберут ограждение около органа, чтобы можно было вынести на свет божий остальные семь витражей. Это профессиональная работа: важно не повредить английский орган XIX века – единственный подобный инструмент в России. Он не действует и сильно пострадал от десятилетий небрежного отношения. Но его можно возродить к музыкальной жизни.

Как сообщил нашей газете Денис Власов, начальник управления имущественного комплекса Мюзик-холла, проект реставрации здания Англиканской церкви и ее приспособления для концертного зала театра разработан и прошел экспертизу. Осталось дождаться выделения средств из городского бюджета на проведение самих работ.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6941) от 09.06.2021 под заголовком «Святые увидели свет».


Комментарии