Англиканскую церковь в Петербурге приспособят под концертный зал

Витражи Англиканской церкви (Английская набережная, 56) впервые за много лет увидели свет благодаря активистам проекта «Витражи Петербурга. Инвентаризация». Двери объекта культурного наследия открыли сотрудники Мюзик-холла, в оперативном управлении которого здание находится последние пять лет.

Англиканскую церковь в Петербурге приспособят под концертный зал | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Татьяна Княжицкая, искусствовед, руководитель проекта инвентаризации, помещение церкви украшали 15 витражей. Они были созданы английской мастерской HEATON, BUTLER & BAYNE в два этапа. В 1870-е годы здание, сооруженное в 1814 – 1815 годах Джакомо Кваренги, было перестроено по проекту Федора Болтенгагена. Окна были увеличены, в них установили тринадцать витражей с изображениями апостолов и английских святых, выполненными в духе Уильяма Морриса, художника и поэта, основателя движения «Искусства и ремесла». Одиннадцать находились на северной стене, украшая главный фасад здания, который смотрит на Неву. Два – на южной стороне, выходящей во двор.

В 1894 – 1896 годах еще два витража – «Святой Георгий» и «Святая Елизавета», уже в стиле модерн, были установлены на южной стене церковного зала в новых окнах. Все витражи съемные и имеют размер 318 х 135 см. Витражное стекло, собранное на свинцовый профиль, «упаковано» в металлическую раму. Она надевается на окно изнутри подобно ставням, для чего в оконном коробе устроены специальные крепления.

По словам Княжицкой, пока не удалось найти документы об этих витражах. В 1919 году церковь была закрыта, тогда же английская миссия покинула Петроград, забрав все документы. Витражная мастерская прекратила свое существование в 1950-е годы.

Но самое удивительное, что витражи сохранились. Их сняли с окон после войны, оставив в церковном зале. Следовательно, витражи примерно 70 лет провели на окнах и столько же – на полу, прислоненные к стенам. Сейчас восемь находятся в основном пространстве церковного зала, а семь спрятаны в нишу между органом и стеной здания. Княжицкая предположила, что восемь витражей – это те, которые в 1996 – 1998 годах были отреставрированы художниками Вадимом Лебедевым и Сергеем Хваловым.

Именно с них и начали инвентаризацию волонтеры. Самым первым оказался «Святой Георгий». Каждый витраж весом более 100 кг четыре человека аккуратно переносили в середину зала, чтобы сделать фотофиксацию с обеих сторон. Она необходима для иллюстрирования будущей книги «Витражи Петербурга. Адмиралтейский район».

В ближайшие дни мастера Мюзик-холла разберут ограждение около органа, чтобы можно было вынести на свет божий остальные семь витражей. Это профессиональная работа: важно не повредить английский орган XIX века – единственный подобный инструмент в России. Он не действует и сильно пострадал от десятилетий небрежного отношения. Но его можно возродить к музыкальной жизни.

Как сообщил нашей газете Денис Власов, начальник управления имущественного комплекса Мюзик-холла, проект реставрации здания Англиканской церкви и ее приспособления для концертного зала театра разработан и прошел экспертизу. Осталось дождаться выделения средств из городского бюджета на проведение самих работ.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6941) от 09.06.2021 под заголовком «Святые увидели свет».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?