Ангелам посвящается. В Музее стрит-арта открылась выставка «Паша 183»

В Музее стрит-арта открылась выставка «Паша 183» - большая ретроспектива самого известного российского граффитиста, погибшего пять лет назад в возрасте 30 лет.

Ангелам посвящается. В Музее стрит-арта открылась выставка «Паша 183» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Из его уличных работ почти ничего не сохранилось, что естественно для этого вида искусства. Но в собрании Татьяны Пуховой остались станковые картины и объекты, фотографии, а главное - снимки граффити и видеодокументация процесса их создания. Вместе с текстами Паши 183 они составляют основу ретроспективы.

Его часто называют «русским Бэнкси», это определение было впервые использовано в западных газетах. Возможно, потому, что оба уличных художника часто использовали трафареты. Выставка начинается с реплики одного из самых известных граффити Паши 183. Изображение ребенка, пускающего бумажный кораблик, снабжено надписью: «Любое течение высохнет, но искусство останется». Хотя художник говорил, что для него граффити - это не искусство, это оружие.

В отличие от Бэнкси Паша 183 не гнался за деньгами, говорил, что ему достаточно «карточек на еду», если бы их давали. Паша считал газетный ярлык, который усердно повторяют до сих пор, обидным и несправедливым. Он вел свою линию от русских футуристов Маяковского, Бурлюка, Каменского, которые призывали «раскрасить город в разные цвета, вылить краску на серые костюмы».

Паша родился в 1983 году, по его словам, «на стыке эпох», жил во времена, которые он определил как псевдодемократию, главным вызовом для него стало отличить правду от лжи. Отсюда такой интерес к теме времени, изображения часов и циферблатов постоянно присутствуют в его работах. Например, на видеодокументации замечательного граффити «Взгляд», когда лицо девочки и циферблат появляются на брошенных бетонных сваях непостроенного дома. Или в станковом объекте «Часы», где соединены мясорубка и шестеренки от часов. Получился образ времени, пожираемого человеком и одновременно пожирающего человека.

Однажды Пашу 183 пригласили в международный проект по украшению дизайнерских игрушек. Он сделал роспись с часами на модели вагона метро длиной 40 см. А потом договорился с испытательным центром в Щербинке - ему предоставили старый пассажирский вагон длиной 24 метра - и создал граффити. Говорят, вагон до сих пор хранится в музее центра.

Выставка показывает, что Паша 183 был не только граффитистом. Одна из первых работ, принесшая ему известность, называлась «Очки». Художник использовал в качестве левой дужки очков современный фонарный столб. На снегу он пририсовал к основанию столба все остальные части.

Паша 183 родился и жил в Москве, облазил весь мегаполис, включая труднодоступные подземелья, сделал там несколько серий снимков. Позже занялся «cветовым искусством» - проецированием изображений на стены и фотофиксацией получившегося. Голова «Давида» и «Сикстинская капелла» Микеланджело замечательно смотрелись на мощном бетоне коллекторов и тоннелей.

В другой тональности был сделан проект «Детство». Паша увеличил любительские семейные фото разных лет, снятые на фоне московских «спальных» кварталов, и выставил их в начале 2013 года в тех же точках, откуда делались снимки. Пейзаж не изменился, панельные дома так и стоят. Но детство и беззаботность ушли...

Центральным объектом выставки стал «Питер - город ангелов». На стекле автобусной остановки позади скамейки нарисованы крылья (на снимке). Авторский комментарий такой: «Я довольно редко бываю в Санкт-Петербурге, примерно раз в год, но каждый раз убеждаюсь, что наряду с бесконечными гравюрами, статуями и барельефами ангелов здесь живут люди, которых вполне можно назвать ангелами во плоти. Этот проект посвящается всем петербуржцам».

#выставка #музей стрит-арта #граффити

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (6332) от 29.11.2018 под заголовком «Ангелам во плоти посвящается».


Комментарии