Андрей Прикотенко поставил в Театре на Садовой спектакль «Женитьба, или Последний пункт одиночества»

Драматическая комедия поставлена по мотивам пьесы Николая Васильевича Гоголя.

Андрей Прикотенко поставил в Театре на Садовой спектакль «Женитьба, или Последний пункт одиночества»  | ФОТО Sonder Quest on Unsplash

ФОТО Sonder Quest on Unsplash

По мотивам — формулировка лукавая. Так обозначают самые разные варианты осмысления авторского текста. В данном случае гоголевская история стала лишь точкой отсчета. Режиссер переписал пьесу, перенес время действия в наши дни, ликвидировал часть персонажей, сместил акценты. Главной героиней стала повзрослевшая Агафья Тихоновна (ей не 26, а 36 лет). Дама владеет салоном аренды свадебных платьев и пошива мужских костюмов, переживает разрыв с норвежским бойфрендом и тоскует без любви.

Прикотенко не в первый раз использует прием, который называет палимпсестом. Как когда‑то на уже использованных пергаментах поверх стертого текста писали новый, так сегодня режиссер создает свои истории, как эхо старых. «Это текст, существующий рядом с текстом, — говорит он. — Мы берем роман Льва Толстого или Достоевского и думаем, как найти подобный сюжет в нашем времени. Что произойдет, если Мышкин появится среди нас? Возможно ли сегодня то, что произошло с семейством Карениных?». Прикотенко уже экспериментировал и с Толстым, и с Достоевским. Теперь пришел черед Гоголя.

Что осталось от «Женитьбы»? Тоскующая Агафья Тихоновна (Мария Лысюк), бойкая Фекла, подруга и дизайнер салона Агафьи (Наталья Парашкина и Татьяна Полонская), потенциальные женихи, роли которых исполняет один артист (Игорь Мосюк). Это прозрачный намек на то, что для одинокой героини все мужчины — на одно лицо. И все хорошие, даже если плохие. Просто потому, что каждый из них — зародыш желанного счастья. Может, и не прорастет из этого зернышка ничего, но шанс‑то есть.

Текст щедро уснащен актуальными шутками — о спортзале и идеальных ягодицах, долгострое и социальных сетях. Кое-где вкраплены цитаты из известных фильмов. Монолог Агафьи Тихоновны перекроен на новый лад — она мечтает скомбинировать в одном лице не губы, нос и дородность, а жизнерадостность, предприимчивость и элегантность кандидатов.

Вместо гостинодворца, моряка, экзекутора и отставного пехотного офицера в спектакле фигурируют сотрудник пенсионного фонда, газпромовец и заместитель главы района. Впрочем, отсылки к Гоголю разбросаны там и тут. Сотрудник Федеральной миграционной службы любит кататься на катере (чем не моряк?), а хоккеист (как и экзекутор в пьесе) недоволен носом Агафьи. Сохранена и обыграна фамилия Яичница. Даже Подколесин имеется. Правда, зовут его не Иван Кузьмич, а Лев Львович.

Сценографию и костюмы для постановки придумала Ольга Шаишмелашвили. На сцене расставлены манекены в роскошных платьях и костюмах. В начале действия с них снимают полиэтиленовые чехлы, похожие на клочья тумана. В конце — укутывают вновь, уже вместе с героями, уподобляя живых людей куклам.

Использованы и проекции (на заднике мы видим страницу Агафьи в социальных сетях со статусом «ищу серьезные отношения»), и прямая трансляция (крупный план лиц героев). Действие развивается быстро, в духе нашего времени, и укладывается примерно в два часа без антракта.

Зачем люди женятся? Судя по откровениям героев: ради слияния капиталов и покупки отеля в Альпах; просто потому, что так принято; оттого, что хочется быть любимым. Однако приглядеться друг к другу, услышать друг друга они не успевают. Картинки сменяют одна другую, беглый жених тенью растворяется на экране-заднике. Но свадебное фото все‑таки будет в финале. Красивое фото — чем не причина распрощаться с одиночеством?

Возрастное ограничение 18+

Читайте также:

Театральный проект 27 осваивает новую площадку

На сцене Александринского театра состоялся вечер современной хореографии «Танцуем для Дягилева»


#театр #спектакль #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (7812) от 12.12.2024 под заголовком «Зачем люди женятся?».


Комментарии