Анатомия дизайна
В шести городских музеях открылась II Петербургская биеннале музейного дизайна. Ее главная цель осталась прежней - растормошить музейщиков, предложив им по-новому взглянуть на коллекции и экспозиции.
Выставка «Семейный альбом человечества. Этнографическая фотоколлекция Кунсткамеры». ФОТО АВТОРА
Музеи в новом веке оказались перед сложным вызовом - как конкурировать с мощной и разнообразной индустрией развлечений. Рецепт один - создавать комфортные для зрителя и одновременно познавательные пространства.
Как сообщила нашей газете Елена Коловская, директор фонда «Про арте», идеолог и главный организатор биеннале, у этого события, не имеющего аналогов в мире, четыре задачи: показывать новые выставки, оформленные лучшими российскими и зарубежными дизайнерами; новые музейные площадки; проводить воркшопы с молодыми дизайнерами и лекции для широкой публики.
Центральной площадкой II биеннале стал Музей Академии художеств, где создана выставка «Corpus. Анатомический театр». Она посвящена тому, как художники изображают человеческое тело в последние три века. От поиска идеальных форм через реалистические изображения к концептуальным поискам тела как символа. От учебных анатомических рисунков студентов разных поколений через скульптуру Петра Клодта к графике Дэмиена Херста, объектам братьев Чапмен, голограммам Владимира Кустова и видео Маши Ша.
Особое место на выставке занимает фильм Александра Сокурова, который создан в начале 2000-х годов. Режиссер снял лекцию в МАПО знаменитого патологоанатома Олега Хмельницкого и подарил ему этот фильм. Прежде получасовая лента публично не демонстрировалась.
Пространство для «Корпуса» создал Джек Шлехтер, главный дизайнер Филадельфийского художественного музея. По его словам, он стремился к тому, чтобы зритель увидел красоту парадных залов академического музея, выставленные произведения и сохранил ощущение собственного тела.
Для выставки «Семейный альбом человечества. Этнографическая фотоколлекция Кунсткамеры» организаторы биеннале пригласили Абху Ламбах, дизайнера из Индии. Она предложила разместить в центре круглого зала бывшего анатомического театра 288 стрежней, на которых закреплены копии фотографий с подписями на обороте. Спорность такого решения состоит в том, что это только образ семейного альбома, состоящего из почтовых открыток. Большинство снимков невозможно подробно рассмотреть, а подписи - прочитать.
Сама выставка - фото и подробные комментарии, расположена на стенах и в недавно отреставрированных больших шкафах. Здесь можно увидеть фотодокументы начала ХХ века - наказание вора в Корее, ритуал изгнания бесов в Шри-Ланке, бродячих музыкантов с медведем в Сирии.
Самым сложным проектом биеннале оказался «Чем пахнет цирк?» для Музея циркового искусства. Весной по конкурсу были отобраны десять человек, музейщики и дизайнеры разных специальностей от графиков до осветителей. Под руководством дизайнера Андрея Вовка с помощью профессиональных парфюмеров они в реальных условиях - «придумай, найди материалы, пили-строгай» —создали рассказ о 13 запахах цирка. Количество выбрано по стандартному диаметру манежей - 13 метров, удобному для конных номеров.
По словам Вовка, запах не является экспонатом, он только подводит зрителя к рассказу о цирке. В самом простом случае это запах опилок, которыми посыпали арену многие годы. Сейчас их заменила резина. Запах духов отсылает к Гаэтано Чинизелли, который стремился сделать свой цирк таким же престижным, как императорские театры. Вип-персоны, распространяя изысканные ароматы, могли пройти в специальные помещения и покормить лошадей морковкой.
Последняя выставка биеннале - «Наследие в актуальном контексте» о современной музейной архитектуре откроется 20 октября в Петропавловской крепости в Музее истории Петербурга.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (5801) от 04.10.2016.
Комментарии