Анатомия бала

У Музея истории города хорошая новость для горожан. До весны открыт бесплатный вход на постоянные экспозиции в Комендантском доме и Невской куртине Петропавловской крепости. А в Инженерном доме развернута выставка «Грохочет бал, сияет бал...», посвященная светским увеселениям XVIII — ХХ столетий в Петербурге. О новой выставке, которая будет работать до сентября следующего года, и почему она не единственный повод наведаться в Петропавловскую крепость, корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» рассказала заместитель директора Музея истории Санкт-Петербурга Юлия ДЕМИДЕНКО.

Анатомия бала | ФОТО Александра ДРОЗДОВА<br>Платья за стеклом витрины не стоят неподвижно.<br>Они кружатся, словно танцуют.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Платья за стеклом витрины не стоят неподвижно.
Они кружатся, словно танцуют.

— Юлия Борисовна, ваш музей первый и единственный в городе с 1 ноября по 30 апреля следующего года открывает бесплатный вход на свои постоянные экспозиции — «История Петропавловской крепости» и «История Петербурга — Петрограда. 1703 — 1918». Вы делаете это, чтобы привлечь посетителей?

— Как известно, горожане ходят в музеи в «не сезон», когда мало приезжих. Для нас свободное посещение — скорее социальная акция. За рубежом бесплатный вход в музеи делают для своих жителей. Мы подумали, что это правильно, и решили провести эксперимент. Надо посмотреть, насколько он будет востребован. Знакомство с историей города с осени до весны ничего не будет стоить петербуржцам.



— На новую выставку «Грохочет бал, сияет бал...» в Инженерном доме все-таки придется купить билеты. О чем она?

— Выставка про анатомию бала. Она не только про танцы и красоту. А про то, как горожане узнавали о бале; где можно было получить или купить билет; заказать бальное платье или маскарадный костюм; узнать о последних веяниях бальной моды; как собирались и приезжали на бал. Я говорю о конкретных вещах. Так, на выставке будет игра «Припаркуй карету у Зимнего дворца, если обладаешь придворным чином».

Мы показываем, какие развлечения были на балу, какие танцы танцевали в разное время. Последний зал стилизовали под конкретный бал, который назывался «Подводное царство». Он проводился в 1907 году Обществом художников Петербурга в театре «Аквариум». В зале поставили киоски, как было на том балу, для продажи напитков и лотереи, в которой могут принять участие посетители выставки.

Интерактивная программа «Вы поехали на бал» поможет научиться пользоваться языком веера и языком цветов, попытаться прочесть какую-то фразу, выраженную в букете, или составить собственную, научиться танцевать вальс и полонез, изготовить маски и искусственные цветы. Можно примерить карнавальные вещи, составить «живую картину», сфотографироваться в «подводном царстве».


— Насколько балы далекого прошлого отличались от нынешних светских вечеринок? Что сегодня воспроизвести невозможно?

— Этикет и воспитание.


— Коротко и ясно. Есть на выставке знаменитый «Русский бал» в Зимнем дворце?

— У нас два «Русских бала». Подлинные костюмы «Русского бала» 1903 года мы показывали на выставке «Русский стиль», сейчас они отдыхают. Не исключено, что потом их поставим. Но присутствуют фотопортреты участников знаменитого костюмированного бала в «русском стиле» в Зимнем дворце. Одно из наших заданий — карты в русском стиле, многие их знают и помнят. Они сделаны по альбому бала 1903 года. Есть фотографии с этого праздника. Мы просим посетителей отгадать, какая карта какому персонажу соответствует.

Мы показываем и бал 1883 года во дворце великого князя Владимира Александровича.


— Есть вещи, которые публика видит впервые?

— Фотографии 1883 года показываем впервые, многие веера. У нас большая коллекция вееров, даже делали отдельную выставку. Но с тех пор многое купили. Маскарадные костюмы в стиле XVIII века впервые на выставке. Кое-какие ювелирные изделия представляем первый раз. Некоторые афиши прежде не выставляли. Бальные афиши не новость, но в таком количестве их еще не было на выставках.


— Витрина с драгоценными камнями называется «Потери на балу». Как люди находили утраченные вещи?

— Об этом есть документ из архива нашего музея. Газеты публиковали объявления о потерях. Если бал императорский, приглашенных было ограниченное число, все известны поименно. Контора Императорского двора занималась поиском владельцев и возвращением вещей. Потери были разные: ордена, драгоценности...

И курьезы на балу случались. Был случай, нижняя юбка у одной дамочки вылетела в центр зала во время бурной мазурки.


— Много сохранилось воспоминаний, свидетельств о балах?

— Воспоминаний много, как и газетных отчетов, особенно о публичных балах. Кроме того, есть литература. Мы показываем книги о правилах хорошего тона, учебники бальных танцев. Правила хорошего тона в зале «Подводное царство» написаны на рыбках. Их можно почитать, они актуальны и сегодня. К примеру, там написано, что дурное настроение надо оставить дома, на бал приходить веселым, доброжелательным, улыбающимся.


— Что еще в анатомии бала будет открытием для публики? Все читали Лермонтова, смотрели фильмы. Эстетика бала известна.

— В фильмах на балах танцуют. В «Маскараде» Лермонтова интригуют, заметьте, там даже не танцуют. В программу бала входили не только музыка и танцы. Гостей ждали лотереи, спектакли, концерты, живые картины, костюмированные шествия, конечно угощение. Если в первом зале выставки внимательно почитать афиши с текстом, можно увидеть упоминание конкурсов кулинаров, поваров, красоты, конкурсы на лучший костюм... В отчетах о балах много всего.


— Сколько экспонатов на выставке?

— Более четырехсот из нашего собрания, около двадцати из Российской национальной библиотеки.


— Как горожане будут узнавать о дополнительной параллельной программе выставки?

— Программа есть на выставке и на сайте музея. Планируется много развлечений для посетителей.

В лектории будут лекции по истории бального костюма и истории веера. В программе мастер-классы «Историческая реконструкция бальных платьев из бумаги», встречи с кураторами выставки, фотоконкурс «Мой первый бал».

Надеемся, люди сюда будут приходить не один раз. К новому году проведем мастер-класс, как сделать маскарадную маску. Многие занятия рассчитаны на взрослых и детей.


— Юлия Борисовна, вопрос, не относящийся к теме выставки. Известно, что Музей истории города принял ценности, принадлежавшие бывшему министру Московской области Алексею Кузнецову, обнаруженные в ангаре промзоны. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Наш музей предоставил помещение для хранения этих вещей. Это вещественные доказательства по делу, следствие по которому, вероятно, будет идти долго. Предстоит экспертиза. Могу сказать, что, на первый взгляд, это не коллекция, а вещи, которые вполне могли быть в обиходе где-нибудь в особняке на Рублевке. Фарфор, мебель, картины. Много «мусора». Есть несколько работ Бурлюка, подлинность которых надо подтверждать.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (5338) от 12.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?