Амвон, упомянутый в летописи

Его можно увидеть в Корпусе Бенуа, где Русский музей открыл уникальную выставку. Она посвящена древнерусскому искусству и напоминает о роли личности в его истории. Временные рамки и имя действующего лица обозначены в названии - «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария».

Амвон, упомянутый в летописи | ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Святитель Макарий (1482 - 1563) ключевая фигура российской истории своего времени, с ним же связан блистательный расцвет искусства на Руси. Он занимал кафедру архиепископа в Новгороде, затем Митрополичий престол в Москве. На годы его владычества в Новгороде пришелся новый этап развития древнего города. Строились каменные храмы, создавались украшенные иконами высокие иконостасы, иллюминированные книги, шитье, деревянная резьба, драгоценная утварь...

С переездом владыки в Москву связаны великие деяния эпохи. Именно Макарий возвел на царствование первого русского царя Ивана Грозного, под его руководством восстанавливалось убранство кремлевских храмов после пожара. Новгородские мастера перебирались в Москву, чтобы исполнять государственные заказы. В 1554 году собрался первый в истории Древней Руси Церковный собор. Обсуждались вопросы иконописания, разрабатывались новые иконографические сюжеты и официальный художественный стиль царственной Руси. Никогда светская и духовная власть в России не были так тесно связаны духовными идеями, никогда не оказывали такого сильного влияния на развитие искусства. Все это следствие искусной дипломатии, врожденного такта, дальновидности и консервативности Макария.

Русский музей обладает значительным собранием произведений, созданных мастерами древнего Новгорода в XVI столетии. Они и составили основу выставки. Их дополняют экспонаты из собраний Третьяковской галереи, Новгородского и Псковского музеев-заповедников, Российской национальной библиотеки, Библиотеки Академии наук, Музея русской иконы и частных собраний. В анфиладе залов иконы, шитье, резьба по дереву, литургическая утварь, литье.

Новгородская иконопись XVI столетия - последняя блестящая страница искусства, прославившего древний мир. Иконы, представшие перед посетителями выставки, малая часть наследия, но они демонстрируют разнообразие. Каждое произведение отмечено графической и живописной манерой автора, что говорит о большом числе привлеченных к работе мастеров. В то же время качество икон, сходство приемов их исполнения и особенностей живописи свидетельствуют о том, что они создавались в единой художественной среде.

Так, макарьевскую мастерскую представляют лучшие ее образцы - житийные образы Феодора Стратилата, Андрея Юродивого, иконы «О тебе радуется», «Троица Ветхозаветная».

На живопись того времени большое влияние оказало искусство рукописной книги, с которым связан новый художественный язык иконы. Организация работ по переписке и богатому украшению книг на Руси - тоже одна из заслуг Макария. При Софийском соборе была устроена крупнейшая в стране мастерская по переписке рукописей, где работали самые разные мастера, в том числе миниатюристы и каллиграфы. Они украшали оклады книг чеканкой, камнями, золочением. Неудивительно, что уникальным рукописным книгам в пространстве выставки выделено особое место.

В эпоху Макария расцвет переживало и искусство ювелиров, серебряных и золотых дел мастеров. За стелами витрин образки, напрестольные и нательные кресты, оклады, чаши, лампады. Притягивают взгляд памятники лицевого шитья (живопись иглой) - один из самых дорогостоящих и трудоемких видов средневекового искусства. Их создавали мастера разных специальностей, включая знаменщиков и каллиграфов.

При всей уникальности других экспонатов центр выставки - трехметровый деревянный резной амвон, созданный по инициативе Макария для кафедрального Софийского собора Великого Новгорода. Он настолько поражал красотой, что рассказ о нем вошел в летопись.

Амвон - возвышение в центре храма, куда священнослужители поднимались для совершения значимых богослужебных действий. Конструкция, о которой идет речь, состояла из трехсот деталей, соединенных креплениями без клея и гвоздей. Прочность обеспечивали кованые металлические полосы. Амвон украшен множеством деревянных резных позолоченных и посеребренных деталей. В нижних проемах между столбиками располагалось двенадцать фигур, на панелях в три ряда тридцать икон с изображениями святых.

Больше полутора сотен лет амвон использовался во время богослужений, потом отправился на хоры собора. В 1860 году церковные власти передали его Академии художеств, где он провел следующие тридцать семь лет, затем с другими произведениями поступил в коллекцию Русского музея. Он входил в экспозицию до начала 1920-х годов, затем памятник переместили в фонды.

В начале Великой Отечественной войны амвон готовили к эвакуации, распилили на части, но вывезти не успели, замкнулось кольцо блокады. Памятник перенесли в подвалы музея, в 1946 году вернули в фонды.

Многострадальная судьба не могла не сказаться на его сохранности. Не раз специалисты музея, понимая уникальность амвона, намеревались его реставрировать. Исследования начались еще в 1990-е, три года назад реставраторы приступили к консервации: укрепляли детали, удаляли загрязнения, красочный слой защищали лаком. Работа велась микроскальпелями, под микроскопом.

В результате под слоями поздних бронзовых покрытий выявилась первоначальная резьба и сохранившиеся фрагменты позолоты XVI века. Не обошлось без открытий. В одной из главок амвона была обнаружена маленькая записка, написание которой исследователи датируют не позже второй половины XVII века. На качественной бумаге французского производства железогалловыми чернилами выведено: «Афонкин жеребий. У Успения Богородицы поп. У Преображения Господня на Ильины два попы. У Знамения Богородицы два попы».

Амвон из Софийского собора Великого Новгорода до начала августа будет украшать выставку в Русском музее. Он ровесник и свидетель исторических событий.

#иконопись #XVI столетие #выставка

Комментарии