Амвон, упомянутый в летописи

Его можно увидеть в Корпусе Бенуа, где Русский музей открыл уникальную выставку. Она посвящена древнерусскому искусству и напоминает о роли личности в его истории. Временные рамки и имя действующего лица обозначены в названии - «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария».

Амвон, упомянутый в летописи | ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Святитель Макарий (1482 - 1563) ключевая фигура российской истории своего времени, с ним же связан блистательный расцвет искусства на Руси. Он занимал кафедру архиепископа в Новгороде, затем Митрополичий престол в Москве. На годы его владычества в Новгороде пришелся новый этап развития древнего города. Строились каменные храмы, создавались украшенные иконами высокие иконостасы, иллюминированные книги, шитье, деревянная резьба, драгоценная утварь...

С переездом владыки в Москву связаны великие деяния эпохи. Именно Макарий возвел на царствование первого русского царя Ивана Грозного, под его руководством восстанавливалось убранство кремлевских храмов после пожара. Новгородские мастера перебирались в Москву, чтобы исполнять государственные заказы. В 1554 году собрался первый в истории Древней Руси Церковный собор. Обсуждались вопросы иконописания, разрабатывались новые иконографические сюжеты и официальный художественный стиль царственной Руси. Никогда светская и духовная власть в России не были так тесно связаны духовными идеями, никогда не оказывали такого сильного влияния на развитие искусства. Все это следствие искусной дипломатии, врожденного такта, дальновидности и консервативности Макария.

Русский музей обладает значительным собранием произведений, созданных мастерами древнего Новгорода в XVI столетии. Они и составили основу выставки. Их дополняют экспонаты из собраний Третьяковской галереи, Новгородского и Псковского музеев-заповедников, Российской национальной библиотеки, Библиотеки Академии наук, Музея русской иконы и частных собраний. В анфиладе залов иконы, шитье, резьба по дереву, литургическая утварь, литье.

Новгородская иконопись XVI столетия - последняя блестящая страница искусства, прославившего древний мир. Иконы, представшие перед посетителями выставки, малая часть наследия, но они демонстрируют разнообразие. Каждое произведение отмечено графической и живописной манерой автора, что говорит о большом числе привлеченных к работе мастеров. В то же время качество икон, сходство приемов их исполнения и особенностей живописи свидетельствуют о том, что они создавались в единой художественной среде.

Так, макарьевскую мастерскую представляют лучшие ее образцы - житийные образы Феодора Стратилата, Андрея Юродивого, иконы «О тебе радуется», «Троица Ветхозаветная».

На живопись того времени большое влияние оказало искусство рукописной книги, с которым связан новый художественный язык иконы. Организация работ по переписке и богатому украшению книг на Руси - тоже одна из заслуг Макария. При Софийском соборе была устроена крупнейшая в стране мастерская по переписке рукописей, где работали самые разные мастера, в том числе миниатюристы и каллиграфы. Они украшали оклады книг чеканкой, камнями, золочением. Неудивительно, что уникальным рукописным книгам в пространстве выставки выделено особое место.

В эпоху Макария расцвет переживало и искусство ювелиров, серебряных и золотых дел мастеров. За стелами витрин образки, напрестольные и нательные кресты, оклады, чаши, лампады. Притягивают взгляд памятники лицевого шитья (живопись иглой) - один из самых дорогостоящих и трудоемких видов средневекового искусства. Их создавали мастера разных специальностей, включая знаменщиков и каллиграфов.

При всей уникальности других экспонатов центр выставки - трехметровый деревянный резной амвон, созданный по инициативе Макария для кафедрального Софийского собора Великого Новгорода. Он настолько поражал красотой, что рассказ о нем вошел в летопись.

Амвон - возвышение в центре храма, куда священнослужители поднимались для совершения значимых богослужебных действий. Конструкция, о которой идет речь, состояла из трехсот деталей, соединенных креплениями без клея и гвоздей. Прочность обеспечивали кованые металлические полосы. Амвон украшен множеством деревянных резных позолоченных и посеребренных деталей. В нижних проемах между столбиками располагалось двенадцать фигур, на панелях в три ряда тридцать икон с изображениями святых.

Больше полутора сотен лет амвон использовался во время богослужений, потом отправился на хоры собора. В 1860 году церковные власти передали его Академии художеств, где он провел следующие тридцать семь лет, затем с другими произведениями поступил в коллекцию Русского музея. Он входил в экспозицию до начала 1920-х годов, затем памятник переместили в фонды.

В начале Великой Отечественной войны амвон готовили к эвакуации, распилили на части, но вывезти не успели, замкнулось кольцо блокады. Памятник перенесли в подвалы музея, в 1946 году вернули в фонды.

Многострадальная судьба не могла не сказаться на его сохранности. Не раз специалисты музея, понимая уникальность амвона, намеревались его реставрировать. Исследования начались еще в 1990-е, три года назад реставраторы приступили к консервации: укрепляли детали, удаляли загрязнения, красочный слой защищали лаком. Работа велась микроскальпелями, под микроскопом.

В результате под слоями поздних бронзовых покрытий выявилась первоначальная резьба и сохранившиеся фрагменты позолоты XVI века. Не обошлось без открытий. В одной из главок амвона была обнаружена маленькая записка, написание которой исследователи датируют не позже второй половины XVII века. На качественной бумаге французского производства железогалловыми чернилами выведено: «Афонкин жеребий. У Успения Богородицы поп. У Преображения Господня на Ильины два попы. У Знамения Богородицы два попы».

Амвон из Софийского собора Великого Новгорода до начала августа будет украшать выставку в Русском музее. Он ровесник и свидетель исторических событий.

#иконопись #XVI столетие #выставка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.