Амазонки, красавицы, ведьмы...
Музей искусства Санкт-Петербурга XX - XXI веков открыл выставку «Амазонки в веках», собрав из 15 музеев и частных собраний обеих столиц женские портреты, созданные в прошлом столетии.
Николай Тырса. Портрет сидящей девушки. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Как рассказала нашей газете куратор проекта Ольга Толстая, она стремилась показать, как воспринимали женщину - воина, труженицу, соблазнительницу - очень разные художники, от символиста Николая Феофилактова и неоклассика Бориса Григорьева до лидера ленинградского андеграунда Александра Арефьева и современного поп-артиста Аркадия Петрова.
Графический раздел выставки оказался интереснее, чем живописный, и по именам художников, и по неожиданным пересечениям. Экспрессивные эскизы костюмов вакханок созданы амазонкой русского авангарда Александрой Экстер и ее учеником Павлом Челищевым. Учитель экономнее в деталях, точнее в выборе цвета.
Николай Кульбин изобразил актрису Старинного театра Фаину Глинскую в костюме Евы в райском саду. Создателем этого театра был знаменитый режиссер и теоретик Николай Евреинов. Рядом выставлен «конструктивистский» портрет его жены Анны Кашиной-Евреиновой, в котором легко угадывается рука Николая Акимова, дружившего с четой до ее эмиграции из России.
«Ведьма» в представлении Виктора Замирайло - милая дама, гарцующая на белой лошади.
Из частного собрания показан эскиз Александра Самохвалова к его известной сюрреалистической картине «Кондукторша», которая находится в собрании Русского музея. Александр Ведерников, мастер ленинградской школы акварельного пейзажа, представлен трогательной зарисовкой «Коровница» - женщина в пестром платочке нежно обнимает сельскую кормилицу.
Мостом к живописной части выставки служит ранняя картина Самохвалова «Египетский мотив» - символистская работа с эротичной танцовщицей из восточного гарема. Выделим здесь уважительный портрет скульптора Валентины Рыбалко, созданный ее супругом Евсеем Моисеенко, нежные портреты К. Георгиевской кисти Владимира Лебедева и «Портрет сидящей девушки» Николая Тырсы.
Комментарии