Алмаз под пеплом

Польский кинорежиссер Анджей Вайда скончался 9 октября в возрасте 90 лет.

Алмаз под пеплом | Фото Michail Fluda/Nurphoto via Zuma Press

Фото Michail Fluda/Nurphoto via Zuma Press

«Он явился из пепла и вернулся в пепел, но для нас навсегда остался алмазом», - написал много лет назад киновед Сергей Добротворский в статье «Мачек» - о польском артисте Збигневе Цибульском, который исполнил главную роль в знаковом фильме Вайды «Пепел и алмаз». Наверное, мы можем сегодня сказать так и о самом Анджее Вайде, снявшем этот фильм.

Отец Анджея Вайды, офицер, в 1939 году попал в советский плен и был расстрелян в Катыни. Вайда снял фильм «Катынь», который вышел на экраны в 2007 году. После войны он учился в Академии изобразительных искусств в Кракове, а затем поступил в Высшую киношколу в Лодзи. Дебютировал картиной «Поколение», а широкое признание как режиссер получил благодаря фильму «Канал», снятому в 1956 году и получившему специальный приз на Каннском кинофестивале.

В СССР Вайду полюбили после фильма «Пепел и алмаз». Для поколения шестидесятников, детей хрущевской оттепели, Мачек-Цибульский стал воплощением свободы. Он был тем же, чем были Джеймс Дин и Марлон Брандо для Западной Европы и США, - романтическим героем, одним из «рассерженных молодых людей», «бунтарем без причины».

В 1980-е в Ленинграде прошла ретроспектива польского режиссера. Чтобы попасть на сеансы, надо было покупать билеты заранее, постояв в очереди. Фильм «Березняк» с Даниэлем Ольбрыхским в главной роли стал для многих одним из сильнейших впечатлений.

С нашей страной Анджея Вайду связывало многое. Он не раз ставил фильмы по русской классике. Больше всего Вайда любил Достоевского.

Он не раз приезжал в Петербург, бывал в Музее-квартире Достоевского. Весной 2002 года здесь был осуществлен проект музея и Белого театра «Достоевский и Вайда». Режиссер приезжал и позже, встречался в музее с поклонниками, где говорил о том, что с писателем связана едва ли не половина его творческой жизни. По произведениям Достоевского Вайда поставил несколько спектаклей - «Бесы», «Настасья Филипповна», «Преступление и наказание». По роману «Бесы» он снял в 1988 году во Франции фильм, а в Японии в 1994 году - картину «Настасья» по роману «Идиот» (японский актер Тамасабуро Бандо сыграл и Настасью Филипповну, и князя Мышкина).

В конце 1980-х в Варшаве вышла книга Вайды «Достоевский. Театр совести». Впоследствии она была переведена на русский.

Анджей Вайда не прекращал работать до последнего. 14 октября польского режиссера ждали на Римском кинофестивале, где будет представлена его последняя картина «Послеобраз», выдвинутая на «Оскар». Теперь уже без него.

Стихотворение польского поэта Циприана Норвида «Пепел и алмаз», которое дало название и вошло в фильм Анджея Вайды, переводили не раз. Вот один из переводов:

Исчезающий с каждым мгновеньем,
Ты горишь, как смолистые ветки.
Обретешь ли свободу в гореньи
Иль себя ты утратишь навеки?
Будет пепел лежать, остывая,
И с зарею исчезнет бесследно,
Иль под пеплом алмаз засверкает,
Как предвестие вечной победы?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (5806) от 11.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?