Алхимия светописи

В Пикетном зале Зимнего дворца развернута выставка «Ателье «Светопись Левицкого». Она представляет раннюю русскую фотографию из собрания Эрмитажа.

Алхимия светописи | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Юрист по образованию Сергей Левицкий увлекся дагеротипией, вышел в отставку и уехал в Париж. Он слушал лекции в Сорбонне, познакомился с известными пионерами светописи, в том числе с изобретателем Дагером, вошел в их «близкий круг». Его снимки получили высокую оценку и даже были отмечены наградами. Как сообщали «Санкт-Петербургские ведомости», в октябре 1849 года Левицкий приехал в наш город, спустя две недели открыл на Невском проспекте собственное светописное заведение.

Сергей Левицкий был автором изобретений в области фотографии, снимал на дагеротип важных лиц Российской империи, запечатлел четыре поколения династии Романовых, создал коллекцию портретов русских писателей. Работал в Петербурге, а также в Париже, где за портреты Наполеона III и его семьи получил звание придворного фотографа.

– Выставка построена «кругами». Смотреть ее можно в любом порядке, – рассказывает автор концепции и куратор Наталья Аветян. – Она совмещает две темы в истории отечественной фотографии: деятельность Левицкого в Петербурге и развитие фотографической техники.

Почти девяносто отпечатков, выполненных в одном из самых успешных ателье Петербурга, вместил Пикетный зал. Здесь не только шедевры, но и снимки, которые демонстрируют трудности, с которыми сталкивались первопроходцы светописи.

Сегодня достаточно нажать кнопку камеры и отдать снимки в печать. Во времена Левицкого фотография была областью неизученной, приходилось продвигаться вперед шаг за шагом, что-то изобретая, начиная от организации съемки, экспонирования, проявления изображения, заканчивая печатью и оформлением снимков. Левицкий назвал это время «фотографической алхимией».

Вглядываясь в отпечатки, можно заметить, что на них много ретуши. В те годы, по технологии, без нее невозможно было обойтись. Любой дефект на лице становился видимым, ретушь позволяла его убрать. Невероятное впечатление, которое производят на нас фотографии красавиц прошлого, – в немалой степени заслуга ретушера по негативу. Иногда фотография служила для повторения живописного портрета.

Выставка демонстрирует уникальный иконографический материал. Здесь можно увидеть галерею портретов русских писателей и их групповой снимок.

Многое представлено впервые, в том числе изображения людей, имена которых упоминаются в мемуарах. В каталоге можно прочесть сведения о них.

Значительная часть работ из альбомов императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Они в замечательной сохранности, что редко для ранних фотографий. Императрица фотографии коллекционировала, отбирала, приобретала, что-то получала в подарок в России и за границей. Она собрала уникальную коллекцию. Сергей Левицкий был одним из ее любимых фотографов, в альбомах Марии Александровны более ста отпечатков, выполненных в его заведении. На них лица близких императрице людей – принцы, графы, графини, великие князья.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5609) от 18.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?