Алексей Герман-младший представил фильм о петербургских театрах
«Это первая попытка отразить на экране театральную реальность Петербурга XXI века», – анонсируют создатели. 28 театров, две серии: в первой – государственные театры на стационарных площадках, во второй – негосударственные, способные сделать площадкой, кажется, что угодно. Необязательно неизвестные: инженерный театр АХЕ, например, едва ли не впервые согласился «сняться в фильме».
ФОТО pixabay
«Я никакой не документалист. И я учился на театроведческом, но очень давно», – говорит Алексей Герман. Поэтому как художественный руководитель проекта позвал документалиста Ирину Волкову (обладателя многих кинопризов) и театрального критика Жанну Зарецкую.
– Есть какое-то количество театров на слуху: мы знаем БДТ, МДТ – это наш город, – объясняет Алексей Герман идею фильма. – Но также наш город состоит из театров, которые мы не знаем. Или знаем мало. Или знаем мы, но не знает кто-то другой. И я подумал, что надо попробовать сделать фильм-путешествие по этим театрам и посмотреть на жизнь театрального Петербурга в разных измерениях.
Никакого авторского текста, говорят только сами театральные деятели. Фильм-путешествие («за руку» вас ведет оператор Геннадий Успангалиев) начинается с Малого драматического. И руководитель Лев Додин рассуждает: человек ставит спектакль вообще-то не потому, что ему есть что сказать. «Если ты хочешь сказать, зачем для этого организовывать на три часа какое-то действо? Точно так же как если ты знаешь, какое будет действо, зачем тебе тратить время на его организацию?» Ставит спектакль человек, который чего-то не понимает в жизни, и это его тревожит.
Артист Театра им. Ленсовета Александр Новиков характеризует прежнего худрука и главрежа Юрия Бутусова: его постановки держатся на а) «бесконечной любви к пьесе» и б) «незнании того, как это должно быть».
Художественный руководитель и директор Валерий Фокин поясняет, как Александринский театр (который с елизаветинских времен) и Новая сцена Александринки (которая наисовременнейшая) стали сообщающимися сосудами. И актеры «перетекают» из одного в другой, работая «то в той фактуре, то в этой».
Документалисту Ирине Волковой интересно: каково приходится режиссерам, пришедшим в «театры с традицией». Каково, например, Андрею Могучему, худруку БДТ.
– Театр создавали Блок с Горьким, здесь работали Бенуа, Добужинский, Петров-Водкин, – перечисляет Могучий. – Это был театр, очень приверженный визуальному искусству. Товстоногов меньше этим занимался – мы вернули традицию. Кто-то потом ее вновь зачеркнет...
Впрочем, отмечает режиссер, «все, что Товстоногов заделал, все живет». Добавляет: «и хорошее, и плохое».
Гости города стремятся попасть в «какой-нибудь хороший театр». Не угодно ли в плохой? Правда, в Плохой театр Дмитрия Крестьянкина не продают билеты, актеры не получают денег. Зарплаты – в их родных театрах (в том числе «хороших»), а тут они из интереса. Например, интересно показать зрителю, как можно «повестись» на фашизм. «Ты ждешь черта с рогами и можешь пропустить фашизм в человеке рядом», – комментирует Крестьянкин.
В учебном театре «На Моховой» студенты пропадают у мастера, Вениамина Фильштинского, до ночи. Ученики другого мастера, Григория Козлова, знают, как самим поставить на сцене «Мастерской»: «сделать показ и убедить Григория Михайловича».
«Приют комедианта» – первый в России государственный контрактный театр. «Эта система очень честная по отношению к артисту», – говорит директор-худрук Виктор Минков. По отношению к театру – тоже: нет нужды искать материал под труппу – актеров приглашают под материал.
Солист Мариинского и хореограф Юрий Смекалов перечисляет юных балерин, которые могут занять «нишу звезд». А в Театре ненормативной пластики этой самой пластикой доводят до смеха, повествуя об ужасах женской консультации.
Негосударственных маленьких театров в фильме даже больше, чем стационарных. Олег Еремин, служивший десять лет в «старом императорском» театре, Александринке, организовал Новый императорский театр – с «провокацией и жестким юмором», предупреждает Еремин. Театр «Организмы» больше десяти лет умудряется жить без площадки. Невидимый театр Семена Серзина, соответственно, невидим (это театральное объединение).
В Pop-Up театре режиссер Семен Александровский направляет вас в бар, и вы, попивая за стойкой пиво, слушаете в наушники Чарльза Буковски, а прочие посетители и не предполагают, что превращаются для вас в актеров. У режиссера Дмитрия Волкострелова в Театре post сами зрители становятся вроде как исполнителями – зачитывают грамоты XI века. Кукольные недетские спектакли можно посмотреть в Большом театре кукол, а можно и в частных «Кукфо» и Karlsson Haus.
...Проект «Петербургские театры» задумывался шире, говорит Алексей Герман, но ковид помешал. Впрочем, надеются сделать полнометражный фильм. Пандемия откорректировала и показы: в кинотеатры не сунуться – они будут компенсировать простои с помощью блокбастеров, так что фильм выйдет «на крупнейшей онлайн-платформе», говорит Герман. И он уверен: «Фильм должен существовать везде, где находятся люди, которые хотят посетить Петербург, едут в Петербург или приехали в Петербург. Чтобы как минимум не ходить бессмысленно фиг знает на что».
Можно бы встревожиться: фильм, знакомящий нас в том числе с негосударственными театрами, может получиться этаким памятником «безвременно ушедшим». Независимые театры в пандемию оказались на грани – поддержка государства их обошла. Однако приглашения на премьеру дошли до адресатов – стало быть, все театры – герои фильма живы. Разве что в прежнем формате не существует «Квартира» Бориса Павловича – проект, в котором задействованы профессиональные актеры и актеры с аутизмом. Но проект можно воскресить.
– В чем еще одна важная для меня мысль, – резюмирует Ирина Волкова. – Часто людям, чтобы делать что-то классное, не нужно много денег. Им нужна поддержка, но больше всего нужен энтузиазм, нужно иметь нечто внутри, что дает тебе право что-то сказать в искусстве.
– Я очень по-разному отношусь к современному театру, – говорит Алексей Герман. – Я его, к сожалению, довольно плохо знаю. К сожалению, не всегда успеваю – появляются новые коллективы, новые спектакли. И именно поэтому родился этот фильм. В том числе для таких людей, как я.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (6841) от 13.01.2021 под заголовком «Большой, малый, «плохой»...».
Комментарии