Александр Петров, родившийся заново
Саше Петрову («Полицейский с Рублевки», «Притяжение», «Гоголь. Начало») мало играть чужую жизнь на сцене или в кино - он поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе. 2 февраля моноспектакль о любви вновь привезут в Петербург. Журналист Елена БОБРОВА расспросила Александра ПЕТРОВА о его чувствах к нашему городу и о многом другом.
Кадр из фильма «Лед»: Александр Петров и Аглая Тарасова.
- Александр, вы родились в Переславле Залесском, учились в Москве, в ГИТИСе. Вам нравится выступать в Петербурге?
- Такое ощущение, что ваш город - это совершенно особая страна в стране Россия, какое-то отдельное государство. Здесь другая атмосфера. Люди могут подойти на улице и о чем-то с тобой побеседовать, это будет ненавязчиво и действительно интересно. В Москве, если ты останавливаешь прохожего, чтобы спросить, как куда пройти, он не замедляет шаг, в Петербурге он остановится. Такое ощущение, что у вас больше времени, что вы любите общаться.
Кстати, именно в Питере «#Зановородиться» впервые посмотрел Олег Евгеньевич (Олег Меньшиков. - Прим. ред.). У него был свободный вечер, и для него не составляет никакого труда прилететь на самолете на спектакль и сразу после этого улететь обратно. Так вот: такая была сумасшедшая атмосфера, что Олегу Евгеньевичу очень понравился спектакль и он предложил показывать его в Театре им. Ермоловой. Попробовали, получилось, и теперь спектакль нашел свой дом в Москве.
- А спектакль, который вы сыграете 2 февраля, изменится по сравнению с тем, который уже видели петербуржцы?
- Но сам спектакль точно будет другим: несмотря на жесткую структуру, процентов шестьдесят спектакля - импровизация. И я обязательно подготовлю какие-нибудь сюрпризы для питерцев.
- Почему для вас так важно выговариваться на сцене, по сути - обнажаться? Ведь так становишься беззащитнее.
- С одной стороны, да, ты становишься беззащитнее, а с другой стороны - обретаешь какую-то силу. Люди чувствуют, когда им говорят правду. Зритель ценит, что ты с ним искренен. Он отдаст свою энергию, которая является для тебя защитой. Чем замечательно искреннее искусство - оно налаживает контакты между людьми.
- Сегодня психологи бьют в колокола, что людям все сложнее общаться.
- Новые технологии забили нас в профили социальных сетей. Старшее поколение рассказывает, как они во дворах расставляли столы, угощали друг друга, гуляли, было весело, с любовью. Важен был момент встречи. Сейчас у людей по 25 встреч в день, тысячи звонков, все решают проблемы, делают дела. Но хочется верить, что потребность в простом живом общении вернется. Правда, не знаю когда.
- А почему вам захотелось издать еще и книжку? Тем более сейчас, когда часто слышишь, что напечатанная книга - устаревший формат.
- Мне кажется, книга никогда не устареет. Книжка «#Зановородиться» - об истории создания спектакля и плюс это сборник моих стихотворений. Раньше я думал: «Мне 28 лет. Зачем какие-то книжки издавать? Что-то в этом есть неправильное». Но когда ко мне начали подходить люди - на улице, в поезде, где угодно - и говорить: «Вы стихи пишете, спектакль по ним сделали. А где книга? Почему нельзя это перечитать и еще раз испытать те эмоции?». Все стихи я записывал в телефоне, это удобно - телефон всегда с тобой, ты его открыл, написал несколько строчек, потом дописал, переписал, что-то удалил. Но, конечно, все это ненадежно - можно потерять телефон. А книжка - это уже наверняка.
- В книге есть рукописные строчки, это реально вы писали?
- Я. Все роли переписываю от руки - так их легче учить. То же самое со стихами. Парадокс: свои стихи оказалось учить гораздо сложнее. Их я тоже переписывал от руки, по нескольку раз. Так что я много пишу, мне это очень нравится. Какой-то флер в рукописном тексте есть.
- В книге дополнительный объем дают сделанные вами фотографии. Давнишнее увлечение?
- Всегда любил фотографировать. Правда, все никак не могу купить фотоаппараты, а хочется иметь - и пленочные, и цифровые.
- Все снимаете на телефон?
- Да. Я люблю бывать в Европе и, гуляя, делаю по тысяче кадров, а потом выбираю удавшиеся, те, на которых есть какая-то история. Вот, допустим, фото хорошо одетой пожилой пары, идущей за ручку по Венеции. Ты видишь их со спины, они как будто уходят от тебя - и от этого фотография обретает много разных смыслов. Ты поймал эту секунду, и в ней застыл кусочек чьей-то жизни. Можно фантазировать: как прежде жили эти люди, что у них сейчас происходит...
- А как насчет того, чтобы снять кино?
- Думаю об этом. Возможно, этот год еще отыграем спектакль «#Зановородиться», а потом я бы снял по нему кино. Для широкой аудитории, не артхаус. И чем больше я об этом думаю, тем больше понимаю, как нашему кинематографу не хватает нормально выстроенной системы. Если бы все было систематизировано по принципу IMDb (крупнейшая в мире база данных и веб-сайт о кинематографе. - Прим. ред.), это упростило бы путь молодых кинематографистов. Понятно, что у тех, кто давно в этом бизнесе, есть контакты, связи. А что делать новому человеку? Где найти команду людей с определенным настроем? Я спрашиваю людей вокруг, мне называют фамилию, смотрю на кинопоиске работы этого специалиста, нахожу его самого в социальных сетях... Вроде все это работает, но как бы упростился процесс поиска, если бы была уже готовая база, где были и контакты, и видео со съемок, и пробы. Кстати, артисты ответственнее относились бы к пробам, зная, что все они заносятся в общую базу и на пробы могут посмотреть все кастинг-директора. Короче, если найдутся умельцы, которые разработают такую систему, это очень поможет российскому кинематографу.
- В День влюбленных в прокат выйдет мелодрама «Лед». Цитирую одного из продюсеров, Федора Бондарчука: «На этот раз Петров сыграл стопроцентно положительного героя, что редкость в его биографии, и уже за этим интересно наблюдать». Что вы скажете про картину?
- «Лед» - про преодоление, и это близко всем. Жизнь каждого из нас, даже самых беспечных, - это преодоление. И «Лед» показывает, как можно преодолевать трудности с улыбкой на лице и верой в будущее. Это фильм-энергия, фильм-любовь, он яркий, в нем отличный юмор. После этого кино хочется летать.
- В детстве хотели встать на лед?
- Футбол больше нравился. Когда мне было лет 7 - 8, мы играли во дворе, прямо на проезжей части. А зимой на улице лежал снег и все вокруг замерзало, мы брали клюшки, кто-то надевал коньки, кто-то обходился без них, и играли в хоккей. Мне всегда нравилась роль вратаря - он как рыцарь в доспехах, в маске... Мне всегда нравилось кататься на коньках - есть ощущение свободы. Но профессионально заниматься фигурным катанием не хотел. И позже, когда звали в «Танцы на льду», не хотелось даже попробовать. А здесь, на съемках, пришлось. Мы много тренировались, и, думаю, это дало свои плоды.
- Там есть отличная сцена, где вы танцуете на льду Байкала.
- Я был впервые на Байкале, и это потрясающее место. Когда выходишь на девственный лед и вокруг почти никого нет, лед начинает с тобой разговаривать. Это поразительно. Днем треск очень громкий - это лед вслух разговаривает. Вечером его почти не слышно - он шепчет, и его можно услышать, приложив ко льду ухо. Это вещи удивительные, энергетически очень сильные. Мне кажется, после фильма многим захочется поехать на Байкал и подпитаться, перезагрузиться...
Комментарии