Александр Зацепин: Фантастику любил всегда

Музыкальный театр «Карамболь» под занавес сезона выпустил на сцене ДК Ленсовета премьеру - мюзикл «Тайна Третьей планеты» на музыку Александра Зацепина по мотивам повести Кира Булычева.

Александр Зацепин: Фантастику любил всегда | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Композитор, автор неустаревающих песенных хитов, прилетал на премьеру и рассказал, о каком будущем мечтал в своей молодости, о пользе компьютера и жизни во Франции.

- В обожаемом многими мультфильме «Тайна Третьей планеты» нет ни одной песни - только музыка. Получается, что вы написали новый полноценный мюзикл?

- Да, из мультфильма в нем осталось две темы, одна из которых проходит лейтмотивом через весь спектакль. Все остальное действительно как будто заново написано. Двенадцать новых номеров добавилось.

- Какая из новых мелодий вам особенно полюбилась?

- Появилась шуточная детская песенка Громозеки и Алисы - дуэт, претендующий на шлягер. Ирина Дмитриевна Брондз (художественный руководитель - директор театра «Карамболь». - Прим. ред.) рассказывала мне, что всем эта песенка очень нравится. Но пока народ не оценит, не предугадаешь.

- Сегодня трудно понять, что нравится «народу», который тонет в море информации. Да и песни крутят чаще не те, которые нравятся народу, а те, эфир которых проплачен. А на застольях поют, как и много лет назад, ваши песни из «Бриллиантовой руки» или еще «Ой, цветет калина» да «Ой, мороз, мороз».

- Что делать, время такое. Все искусство развивается по синусоидной кривой: где-то взлеты, а где-то - падение. Сейчас мы в самом низу находимся. Если идет какой-то сериал, в котором раскручивают песню, платят за это хорошие деньги, - люди ее запоминают. Но если она не трогает сердце, а ее продолжают искусственно насаждать, она уйдет из памяти.

- «Тайна Третьей планеты» - мечта детей и взрослых о прекрасном будущем. Вы в молодости увлекались фантастикой? Хотели попасть в другое измерение?

- Фантастику любил всегда, Рэя Бредбери читал. Когда учился в консерватории, мюзиклов еще в помине не было, но была идея написать оперу или балет по «Аэлите» Толстого. Потом я к этому как-то остыл. А в другое измерение кому же не хотелось попасть? Мне, конечно, тоже. Только вот за это измерение иногда ругали. Одну песню из кинофильма «31 июня» у нас, по-моему, даже вырезали после первого показа, и не знаю, восстановили ли. Фильм создавался по заказу телевидения. Нас с режиссером Леней Квинихидзе вызывали, и редактор из какого-то начальства говорит: «Александр Сергеевич, у вас Яак Йола поет главную песню хорошо, а персонаж в будущем почему поет хриплым голосом?». Я ответил: это сделано для того, чтобы показать разницу, как было в прошлом веке, а как в будущем. «Нет, нет, пусть он споет так же хорошо». То есть даже не за текст, а за хрипловатую манеру «под американщину» придрались.

- О каком будущем вы мечтали в молодости?

- Мы все ждем «счастливое будущее». Надеждой живем, что не уничтожат все на земле. Сегодня везде очень неспокойно. Но в двадцать лет мне было хорошо жить там, где я жил, ни о каком особом будущем я не мечтал, приятно жилось в настоящем. В советское время много положительного и много отрицательного, к сожалению, было. Позитивной была учеба в школе. Была Станция юных техников и натуралистов, где я учился. Я заканчивал курсы киномехаников, трактористов во время войны, мы с удовольствием пахали с ребятами, пока учились в 7-м классе. Из приятных воспоминаний - магазин «Пионер» в Москве, где я мог купить какие-то детали, чтобы дома сделать приемник или что-то еще. Для развития человека это было очень полезно.

- Тогда не было ни компьютеров, ни прочих гаджетов, которые сегодня заменили многое, в том числе необходимость ходить в магазины «Пионер» и «Юный техник».

- Компьютеров не было, но сегодня без них уже не прожить. Раньше я мучился, когда писал музыку к мультфильму, хотя в мультфильме мне все высчитывали по секундам, и работать было легче. А фильм приходилось прокручивать самому, считать секунды. 28 метров - это примерно минута, а 2,168 метра - это одна секунда. Калькуляторов быстрых тогда еще не было. Была бумажная табличка: 7 метров - столько-то секунд, 15, 5 - столько-то. Потом играл на рояле под определенный метроном, иначе не попадешь в нужное время. Надо было, чтобы оркестр точно вступил, чтобы акценты были правильно расставлены. А сейчас я на компьютере все проставляю, и ничего высчитывать не надо. У меня стоят два больших экрана, на них и ноты, и разные треки, всю партитуру я вижу, все инструменты симфонического оркестра. Если все отменить, сложно придется.

- Но сколько песенных и киношедевров возникло именно тогда, когда техническое оснащение было в несколько раз примитивнее.

- Все так и есть, вы верно заметили. Я изощрялся, когда работал с Леонидом Гайдаем. Музыка в кино прикладная и зависит от того, что происходит на экране. Я всегда искал тембры, которые были такими же эксцентрическими, как в картине. Вот была обычная деревянная линейка, пластиковая хуже. Кладешь ее на стол, зажимаешь на конце, ударяешь - она издавала соответствующий звук «пум-пум-пум». У меня даже звуковысотная градация была записана по нотам. Так получался смешной бас на микрофон. Или, например, Шурик в одном из эпизодов «Операции» всех заталкивает в салон, а сам не может сесть. Там звучит музыка, о которой меня Гайдай спрашивал, почему я пишу не галоп, а самбу? У него был толстенный сценарий, где к каждой сцене был рисунок, художник с ним вместе работал. И я увидел в нем, как артист Смирнов бежал с дротиком - ну конечно, какой тут галоп - тут надо современную самбу сделать, что-то африканское. Я объяснил это Гайдаю. «Хорошо, а что для сцены в автобусе ты напишешь?» На рояле запишу остинатную долбежку аккордов, потом на аккордеоне такое же сыграем, потом это все ускорим - будет бешеный темп...

После «Операции «Ы» Гайдай стал мне полностью доверять. Но интересные звуки я искал все время. Был смешной случай в Венгрии, когда нам разрешили на машине ездить по соцстранам. Я в магазинах всегда искал какие-нибудь трещотки, свистульки, флейточки, чтобы воспользоваться ими, например, как в песне «Маруся», где кукует кукушка. У меня была окарина, на которой я сам играл такие вещи. Так вот, в Венгрии я увидел однажды красную рулетку, потянул - и звук показался очень интересным. Эту рулетку я поднес к уху и начал слушать с закрытыми глазами возникавшие звуки. Жена каждый раз смеялась, когда рассказывала о том, что на меня в тот момент косились все посетители магазина.

- Звезды российской эстрады к вам обращались в последние десятилетия с просьбой написать для них песни?

- Нет. Может, потому, что считают меня уже глубоким стариком? Но я ведь никогда никому отдельно песен и не писал - все они написаны для фильмов. И даже песни Аллы Борисовны - все из кинофильмов. Всего около 120 фильмов и мультфильмов. Работы всегда было очень много...

Написать песню для кого-то я мог бы, конечно. Но что означало написать песню даже в те времена? Песню тогда ведь никто не покупал. Пристроить ее можно было на радио или на грампластинку. Но если на грампластинку, надо было ждать, когда ее выпустят. А на радио она выходила сразу. Но приходишь на радио, и начинается расспрос: «А кто стихи такие написал? Эти строчки не пойдут». И пошло-поехало. Даже к какой-то песне Пугачевой в «Добром утре» придрались: «Ну вот тут Алла поет как-то хрипловато, может, перепоет?». «Но это же из фильма», - отвечал я. И песня сразу проходила цензуру.

Когда у меня был разлад с Пугачевой и Дербеневым, я сделал пластинку с разными поэтами - Кохановским, Ряшенцевым, а Таня Анциферова записала песни. Одна из песен называлась «Дело не в погоде». Худсовет вроде бы утвердил, обложку напечатали. Потом начали посылать еще выше, откуда пришел вопрос: «Не в погоде, а в чем?!». Пришлось переделывать обложку. А такие песни, как «Остров невезения» или «А нам все равно», сколько раздражения вызывали! «Остров невезения?! Да вы что!!! Намекаете на то, что конституцию надо было бы немножко поменять, и все было бы хорошо?!». А я и не думал в этом направлении, когда сочинял песню, я о дикарях думал...

- Сегодня вроде бы нет цензуры, но и песен хороших нет.

- Когда все можно, то либо пошлятина какая-нибудь лезет, либо совсем неинтересная песня. Это странно, да. Что-то очень изменилось сегодня. Но революция такая впервые, чтобы те, кто когда-то бил себя в грудь и уверял, что они - ярые коммунисты, стали капиталистами... Такого не было прежде в истории. Или уничтожали предыдущих, или как-то там короля не трогали, но новые люди садились на «трон». А тут все те же самые. И как не было профсоюзов, так их и нет... У нас привыкли за время советской власти молчать. Активности нет, все терпят.

- Вы прижились во Франции? Французский знаете?

- Прижился. Язык знаю не блестяще, но общаюсь на нем. Приезжаю в Россию в Петербург или Москву - мне так хорошо, что никуда не хочется. Уеду к дочери в небольшой городок в пяти километрах от Женевы - тоже очень хорошо. Там внук, внучки, двое маленьких правнуков. И оттуда тоже никуда не хочется уезжать.

- Что сегодня читаете?

- Выписываю два французских журнала - «Наука и жизнь» и «Мне это интересно». Думаю перечитать Льва Толстого. Недавно снова читал Пушкина. Любопытно наблюдать за тем, как меняется мое к нему отношение. Сегодня мне интересно анализировать, как строится пушкинский стих - много глагольной рифмы. Раньше на это не обращал внимания. Есенина и Ахматову люблю. Читаешь Цветаеву и думаешь, как поразительно можно было выразить свою мысль: «Мне нравится, что вы больны не мной»...

Материал был опубликован в газете под № 119 (6228) от 05.07.2018 под заголовком «Александр Зацепин: Дело не в погоде».

#музыка #интервью #театр #кино #фантастика

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.