Потерянный альбом гравюр Франческо Бартолоцци вернулся в Царское село

Музей-заповедник «Царское Село» приобрел в Испании у частного лица альбом гравюр Франческо Бартолоцци (1727 - 1815) из собрания императорской библиотеки Александровского дворца. Альбом синего сафьяна с золотым тиснением входил в музейную коллекцию до 1941 года, был утрачен во время Великой Отечественной войны.

Потерянный альбом гравюр Франческо Бартолоцци вернулся в Царское село | Фото: cmsaccount / pixabay

Фото: cmsaccount / pixabay

Происхождение альбома подтверждает наличие штампа с надписью «Царскосельская дворцовая библiотека» и инвентарных номеров дворца-музея 1940 года. Судя по королевскому гербу Бурбонов на обложке, он был создан в 1815 - 1830-х годах.

Франческо Бартолоцци - итальянский живописец и гравер. Учился во Флоренции у своего отца, золотых дел мастера, и во флорентийской Академии художеств. В Риме и Венеции освоил техники пастельного рисунка и акварельной миниатюры. В гравюре на меди удачно воспроизводил характер живописи венецианских мастеров. В 1764 году переехал в Лондон, где стал придворным гравером и виртуозом в области «пунктира» - гравюры на металле.

В альбоме из императорской библиотеки 69 гравюр Бартолоцци. Из них 64 идентичны описаниям в довоенном инвентаре. Четыре не соответствуют музейным описаниям, но также созданы Бартолоцци: «Портрет леди Катерины Боклерк», «Композиция с оригинала плафона во второй комнате Королевской академии», «Портрет дамы с палитрой и кистями» и «Горный пейзаж с сидящей на переднем плане девушкой». Вероятно, после 1941 года четыре гравюры были утрачены и восполнены другими работами того же мастера. В альбом также вложена дополнительная, 69-я, гравюра Бартолоцци «Святое семейство с ангелом», не входившая ранее в его состав.

Во время Великой Отечественной войны из Александровского дворца удалось эвакуировать немногое. Почти вся библиотека была укрыта в подвале. В годы оккупации она была вывезена из СССР. Часть книг в конце 1940-х обнаружили в Австрии и вернули в Центральное хранилище пригородных дворцов-музеев. Сейчас в собрании музея-заповедника «Царское Село» 7,5 тысячи книг из 24 тысяч, входивших в состав библиотеки Александровского дворца до Великой Отечественной войны.

Альбом гравюр Франческо Бартолоцци будет храниться в фонде графики музея и участвовать в тематических выставках; в дальнейшем он войдет в экспозицию Александровского дворца после завершения его реставрации.

Помощь в приобретении альбома оказали министерство образования, культуры и спорта Испании, посольство Испании в РФ, Министерство культуры РФ и сотрудник музея Прадо, начальник отдела рисунков и гравюр Хосе Мануэль Матилья, обнаруживший этот альбом в одном из антикварных магазинов Мадрида.

Материал был опубликован в Афише недели под № 2 от 11.01.2018 под заголовком «Альбом вернулся в музей».

#музей #история #Царское Село

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?