В ГМЗ «Царское Село» завершилась реставрация церкви Воскресения Христова
В музее-заповеднике «Царское Село» произошло событие, которое с послевоенного времени ждали несколько поколений не только здешних сотрудников, но и жителей города Пушкина. Завершилась реставрация церкви Воскресения Христова. Храм Екатерининского дворца вновь сияет золоченой резьбой на синем фоне стен. Самое поразительное для памятника такого возраста и с такой историей - это подлинный, а не новодельный блеск.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Как принято, на открытие шедевра Растрелли съехались гости, был совершен молебен. Но еще раньше результат работы реставраторов увидел и оценил Владимир Путин. Для «Царского Села» это почти традиция. Отреставрированную Янтарную комнату в 2003 году прежде всего показали президенту.
Золотые купола над Екатерининским дворцом - один из символов музея-заповедника, но интерьер храма мало кто видел. Он сильно пострадал во время войны.
Освященная в 1756 году в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, церковь поражала роскошью и великолепием убранства: монументальные живописные плафоны, искусной резьбы рамы икон, иконостас, обвивающие колонны гирлянды, фигурки ангелов. Все это, по замыслу Франческо Растрелли, в блеске позолоты на фоне стен цвета берлинской глазури (глубокий синий).
Архитектурный шедевр XVIII столетия дважды пережил пожар - в 1820 и 1863 годах. В первом случае его реставрировал архитектор Василий Стасов. Утраченные архитектурные детали он восстановил в новом материале - папье-маше. Последствия второго пожара устранял Александр Видов, он восполнял фрагменты декора из мастики.
Нынешняя масштабная реставрация памятника, первая за полтора столетия, продолжалась четыре года. Она стала возможной благодаря финансовому участию ПАО «Газпром». Спонсор щедро, не ограничивая музей, профинансировал огромную работу.
Последние два года перегороженная многоярусными лесами церковь была похожа на строительную площадку. Более 350 реставраторов разных специальностей - позолотчики, лепщики, резчики, живописцы — возвращали былое великолепие творению Растрелли.
Как вспоминает директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, было много споров специалистов, по какому пути идти реставраторам. Пришли к выводу, что необходимо соблюсти Венецианскую хартию, которой придерживается Европа. Это значит - использовать методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат. Основная цель - максимально сохранить подлинность отделки.
Выполнить задачу помогла и сама церковь, можно сказать, качество работы ее создателей. Первоначально казалось, что почерневшее золото восстановить невозможно. Но реставраторы его расчищали, укрепляли, тонировали. Сумели справиться с окислами и вернули утраченный яркий блеск.
Из пяти тысяч элементов декора храма - половина времен Растрелли и Стасова. Новодельная деревянная резьба присутствует в интерьере, но ее легко отличить, она без золотого покрытия.
Теперь о том, что касается живописи. Центральный многофигурный плафон «Воскресение Христово», после пожара 1820 года написанный Василием Шебуевым, уничтожен бомбой. Сохранившуюся живописную падугу реставраторы «собирали» из разрозненных, местами обгоревших фрагментов. Плафон «Слава Святого Духа» в алтаре с ликами ангелов в облаках пережил все невзгоды. Из-за возраста, состояния сохранности и исторического способа крепления к потолку его пришлось реставрировать на месте.
Из 114 икон XVIII века, написанных на дереве или холсте, сохранилось четыре. После многочисленных обсуждений было принято решение о воссоздании утраченных образов иконостаса. Современные мастера написали более сорока икон, ориентируясь на акварель Эдуарда Гау, черно-белые довоенные фотографии, живопись Николо-Богоявленского Морского собора в Петербурге и Андреевской церкви в Киеве. Поскольку изображений икон на стенах церкви не осталось, места утраченных затянуты холстами.
В процессе работы не раз случались интересные находки. В алтарной части за обшивкой иконостаса реставраторы обнаружили аккуратно сложенные 182 фрагмента декора. Скорее всего, в послевоенное время их убрали сотрудники музея в надежде, что когда-нибудь придет время возрождения интерьера. Двух ангелов, украшавших алтарную сень, обнаружили в «кладе» за панелью стены. Восстанавливая детали интерьера из папье-маше, реставраторы находили записки с именами мастериц, их создававших, - Акулина Никифорова и Параскева Максимова.
Еще одна подробность. На хорах церкви в отдельной витрине демонстрируется обретение музея последнего времени - рисунок Зинаиды Серебряковой. На нем фрагмент стены Золотой анфилады Растрелли. Серебрякова написала несколько этюдов Екатерининского дворца. В 1922 году они присутствовали в Аничковом дворце на групповой выставке 45 художников. Спустя два года Серебрякова уехала в эмиграцию, какие-то работы остались здесь. Недавно музей-заповедник получил предложение купить рисунок, имеющий отношение к Екатерининскому дворцу. Деньги искали на приобретение одного листа. Когда его раскрыли, на оборотной стороне оказались наброски - автопортреты Серебряковой.
Отреставрированный интерьер можно будет увидеть только в особом маршруте музея «Церковь и половина великого князя Павла Петровича». В эту часть дворца ведет отдельный вход.
Читайте также о том, что оленей для Павловска хотят выписать из Узбекистана.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 069 (6422) от 16.04.2019 под заголовком «Акулина руку приложила».
Комментарии