Актёры встали на рельсы. В Петербурге на трамвае запустили экскурсию в формате аудиоспектакля
К бодро катящемуся по рельсам красному ретротрамваю горожане уже попривыкли и появлению этого кусочка живой истории не удивляются. Знают, что вагон этот экскурсионный и покататься на нем по центру города может любой желающий — экскурсии проходят трижды в день. Но недавно петербургский «Горэлектротранс» удивил даже избалованную разнообразными «туристическими» изысками публику, запустив на трамвае ЛМ-33 экскурсию в формате аудиоспектакля (6+). Сценарий лирической комедии «Мистер-33» написал опытный драматург и сценарист — заведующий кафедрой режиссуры и актерского искусства СПбГУП, заслуженный деятель искусств Республики Карелия, профессор Сергей Пронин. Он же выступил режиссером спектакля.

ФОТО Dmytro Savitskyi on Unsplash
— Нам пришла идея обогатить формат сити-тура театральной постановкой, — рассказал о проекте директор «Горэлектротранса» Денис Минкин. — Это ленинградская жизненная история, каких, может быть, происходило в нашем городе миллион. Спектакль не претендует на воспитательные цели, не пытается назидать или поднимать какие‑то философские проблемы. Это скорее бытовые зарисовки. А потому он легко воспринимается, сочетаясь с движением трамвая и с возникающими за окнами пейзажами. Когда я его посмотрел, у меня было очень хорошее настроение. Мне кажется, это и есть стратегическая цель нашего предприятия — создание хорошего настроения у пассажиров в процессе поездки на трамвае.
Что такое аудиоспектакль, лучше знают люди старшего поколения — их в СССР по радио слушали и дети, и взрослые (только назывались они тогда радиоспектаклями). Уже сама эта форма способна погрузить слушателя в прошлое, заставив поностальгировать по тем безмятежным оптимистичным временам и пусть немного наивным, но искренним и открытым людям. Какими себя помнит нынешнее «серебряное» поколение, сформировавшееся в 1960 – 1970‑е.

Главная героиня — молоденькая кондукторша Лида, планирующая поступать в театральный институт и отрабатывающая жарким летним днем в своем любимом «Мистере-33» (трамвае ЛМ-33, прозванном в народе «американкой») свою последнюю смену. С завтрашнего дня здесь заработают кассы-компостеры, остановки будет объявлять уже не она, а вагоновожатый по радио. Прогресс неизбежен, но всем героям истории от этого немного грустно — уходит эпоха…
У героини есть реальный прототип. И основан сюжет на реальном факте, хотя и в существенной художественной обработке. Лидия Ратникова действительно была последним кондуктором трамвая ЛМ-33. Только свой финальный рейс она совершила не летом, а 26 февраля 1970 года, и было ей тогда уже за 60… Лидия Ивановна родилась в год пуска трамвая в городе — в 1907‑м, кондуктором прошла блокаду и проработала им до самой пенсии…
В спектакле же хорошая девушка Лида (временами нежная и веселая, временами строгая и неприступная) — хозяйка и душа этого балаганчика, который катится себе по рельсам, собирая новых пассажиров и закручивая головокружительные сюжеты с участием разных по характеру персонажей — людей и даже зверей.
— Мы старались создать голосом ощущение того времени, — говорит исполнительница роли Лиды Анастасия Бахвалова. — Ведь тогда люди разговаривали, общались по‑другому. Приступая к работе, я старалась напитаться этим духом времени — через фильмы тех лет, через музыку.
Самый, пожалуй, колоритный персонаж — бывшая графиня, коренная петербурженка Софья Милорадовна. Именно от нее по пути мы узнаем массу любопытного о городе за окном — тут и воспоминания, и факты, и легенды. О бывшей табачной фабрике на Васильевском острове, о Кадетской линии и Кронверкском проспекте, мосте Белинского и Цирке на Фонтанке, «волшебном камне Атакан» под Литейным мостом, Михайловском замке, улице Некрасова (прежде Бассейной), ангеле на шпиле Петропавловского собора… И, конечно же, — о героическом трамвайном парке им. Котлякова (ныне — трампарк № 8) на пр. Стачек… Город все более мощно вовлекается в придуманную сценаристом историю.
По словам Сергея Пронина, и подбор актеров для аудиоспектакля имеет свою специфику — голоса должны не только соответствовать образу, но и тембрально подходить друг другу.
А вот голос другого главного героя — трамвая ЛМ-33 — специально записывать и вплетать в сюжет не стали. Реальность (гудение мотора, перестук колес по рельсам, трамвайные звонки, шум города) пробивается сквозь наушники и становится естественным фоном для придуманной истории.
Перед драматургом и режиссером стояла сложная задача — сделать так, чтобы текущее внутри вагона время было определенным образом «привязано к географии», то есть к тому, что зрители видят за окнами.
— Зритель должен, слыша диалоги, представить действие в развитии, и это развитие надо очень точно наложить на реальную «географию», — пояснил режиссер. — Мы попытались соединить в этом спектакле и историю нашего города, и лица его жителей. Причем в переломный момент, можно сказать, исторический, когда кондукторов сменяют компостеры и билетные кассы. То есть цивилизационно время меняется, как это происходит и сейчас. Но людям надо продолжать жить, верить, любить и развиваться вместе с этим миром. У горожан старшего поколения эта история, думаю, всколыхнет прекрасные воспоминания, а молодежи позволит совершить познавательное путешествие во времени.
По словам автора, трамвай «американка» заслуживает отношения к себе как к символу Ленинграда — Петербурга и ушедшего времени:
— Он сам становится своеобразной «капсулой времени», в которой будут путешествовать наши сограждане, — считает профессор Пронин.
Члены творческой группы дружно признаются в любви к петербургскому трамваю:
— Когда я хочу поднять себе настроение, я сажусь в трамвай и еду куда‑нибудь далеко, — говорит Матильда Гассельблат-Прокофьева, исполнившая в «Мистере-33» роль скандальной пассажирки.
— Для меня трамвайный шум — это наилучшее условие для медитации, для того, чтобы обдумать что‑то важное, — делится Сергей Кучко, сыгравший Константина, незадачливого жениха главной героини Лиды.
— Должно быть, это самый романтичный вид транспорта, даже звуки его создают какое‑то волшебство, — подмечает Владислав Букаткин.
В истории «Мистера-33» он — пухлый милицейский сержант, хвастун и врушка. Хотя по внешним данным ему, как и другим молодым и симпатичным актерам — участникам проекта, больше бы подошло амплуа лирического героя. Но ведь это аудиоспектакль, так что когнитивный диссонанс экскурсантам не грозит: на слух артисты вполне убедительны. Если кто не верит, может удостовериться сам.
Читайте также:
На Новой сцене Александринского театра начинаются гастроли московского театра «Шалом»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 24 (7846) от 12.02.2025 под заголовком «Актеры встали на рельсы».
Комментарии