Актриса Светлана Щедрина: «Иногда живется так, как хочешь жить»
Незадолго до Дня влюбленных в прокат вышла лирическая мелодрама Наны Джорджадзе «Кроличья лапа». История любви француза Николя, которого играет французский актер Николя Дювошель, и Али, девушки из Петербурга, в исполнении петербургской актрисы Светланы Щедриной. Они встретились в начале 1990-х. Фильм снят Джорджадзе в тандеме со своим сыном оператором Михаилом Квирикадзе. В этой истории соединились грузинская страсть и чопорный город на Неве. О фильме, который не только история любви, но и хроника столкновения двух миров, журналист Елена БОБРОВА поговорила с исполнительницей главной роли петербургской актрисой Светланой ЩЕДРИНОЙ (на снимке – в кадре из фильма).
ФОТО pixabay
– Светлана, эта история любви могла произойти в любое время, но Нана Джорджадзе все же задала временную координату, показав приметы путча 1991 года. Вы помните эти дни?
– Я знаю историю путча, знаю, как все происходило, и помню кадры из теленовостей. Но я была ребенком и не помню, чтобы на моей семье как-то отразилось происходящее. Как жили скромно раньше, так и продолжали жить. Но, возможно, мои родители сказали бы иначе. А что касается фильма, то изначально планировалось больше внимания в нем уделить внешним событиям начала 1990-х. Почему эта тема отошла на второй план и Нана Джорджадзе ограничилась лишь намеком на время, могу лишь предполагать. Мне кажется, ей как художнику важнее поэзия человеческих отношений, чем то, что происходит вокруг персонажей.
– Этот фильм – история не только взаимоотношений мужчины и женщины, но и противостояния двух ментальностей. И, судя по картине, западным людям легче встроиться в нашу коммунальную жизнь с бомжеватыми соседями, чем нам – в их, всю пронизанную условностями.
– Да, помните, в одной из сцен Николя удивляется столу, богато накрытому моей героиней для четверых гостей. «Хватило бы одного блюда», – говорит он. Для них странно готовить так много еды. Для нас – странно не готовить. Сама я не сталкивалась с этой ментальной разницей – за границей бывала лишь как турист, а не гость. Но мне рассказывали много историй, когда на день рождения собирают гостей в ресторане и каждый должен заплатить за себя. Нам это сложно понять, а для них это естественно. Но для французов сюр – кипячение белья, например. «Зачем?» – спрашивает Николя. И самое любопытное: моя Аля тоже не знает – «зачем». Просто у нас так было принято до повсеместного появления стиральных машинок.
– Вот эта правда о нас не выглядит оскорбительно.
– Да! Ведь дело не в том, кто лучше, кто хуже. Интересно, насколько мы разные.
– В роли дедушки Николя – Пьер Ришар. Для вас съемки с ним что-то значили?
– Конечно! Я обожала его картины с детства. Для меня и Ришар, и Депардье – это актеры из какого-то совершенно другого мира. И при этом в отличие от голливудских звезд они нам по-человечески ближе.
– И каким вам показался Ришар?
– Это невероятно интеллигентный человек, тонкого ума, очень деликатный. Его аристократизм сказывается во всем – в том, как он разговаривает, как держится с людьми. К сожалению, я могла общаться с ним только через переводчика, но все же мне было очень интересно узнать, что он думает о театре, литературе. Он с таким восхищением говорил о русской культуре. А самыми красивыми городами в мире Ришар считает Париж, Прагу и Петербург.
– И наверняка он рассказывал вам о своем вине, как его герой, владелец лионского замка и виноградников. Вы насладились жизнью в замке?
– Не успела – график был очень жесткий, и жили мы не в самом замке, а в соседней деревушке. Но было очень интересно заглянуть в эту жизнь. Владельцы замка оказались приятными в общении людьми. И очень гостеприимными – однажды угостили нас ужином и своим вином, которое хранится у них в бочках. Даже подарили нам по бутылке.
– Помнится, Владимир Познер с Иваном Ургантом, путешествуя по Франции, разбирались, в чем секрет l,art de vivre, то есть «искусства жить», которое так важно для понимания этой страны. Тот же вопрос можно задать, говоря о Бельгии. Какой вам показалась жизнь там?
– Я заметила, что они живут очень неторопливо. Никакой суеты, никакого бега нет, они буквально смакуют каждую секунду жизни даже в таком хаотичном месте, как съемочная площадка. Это очень привлекает. Вчера посмотрела мультфильм «Душа», и там как раз об этом – смысл жизни не в том, чтобы чего-то добиться во что бы то ни стало, а уметь наслаждаться музыкой, запахами, беседой, даже просто полетом падающего с дерева листочка. У французов, бельгийцев это в крови. И у итальянцев тоже, разве что они очень эмоционально переживают свою любовь к жизни.
– А что вы отметили во французских актерах с профессиональной точки зрения?
– То, как они невероятно естественны и органичны. Возникает ощущение, как будто они ничего не играют. К тому же они интеллигентны, умеют слушать и любопытны по-хорошему. Очень жаль, что закрыты границы, возможно, мы представили бы картину во Франции и встретились вновь с Николя Дювошелем, а может, и с Пьером Ришаром.
– Увы, фильму пришлось ограничиться фестивалем на Дальнем Востоке «Амурская осень». Как зрители воспринимали «Кроличью лапу»?
– Очень хорошо, особенно женская аудитория. Ко мне подходили самые разные женщины, которые благодарили меня за фильм и говорили, что кино заставило их заново пережить собственные истории. Кому-то счастливые, кому-то не очень.
– Фильм производит психотерапевтический эффект?
– Да! Даже на меня, хотя я в материале и посмотрела его уже дважды. Но каждый раз ловлю себя на мыслях о своих собственных взаимоотношениях.
– Хотя мужчины, влюбленные в Алю, ведут себя как крайние эгоисты, их всех жалко.
– Жалко и их, и беременную жену Николя, которая оказалась вообще ни при чем. Все живые люди, все хотят счастья себе и другим и все совершают ошибки. И получается, что никто ни в чем не виноват, но все равно кто-то остается победителем, а кто-то – побежденным.
– Какой фильм ассоциируется у вас с «Кроличьей лапой»?
– Если говорить об атмосфере и взаимоотношениях мужчины и женщины, то, конечно, знаменитый фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина». В нем ведь тоже нет острого сюжета, а глаз не оторвать. Можно миллионы раз его пересматривать и наслаждаться операторской работой, потрясающей музыкой, харизмой и глубиной актеров. Это один из самых моих любимых фильмов. И я благодарна судьбе, что в моей жизни появилась «Кроличья лапа», такое очень простое в хорошем смысле слова, сильное, глубокое кино про самую интересную и важную тему в жизни человека.
– Что-нибудь у вас осталось на память об этом проекте?
– Я взяла на память одну из невероятно трогательных кукол моей героини. Мы за нее боролись с Наной Джорджадзе, каждая из нас хотела взять ее себе, но теперь кукольная Аля живет у меня...
– Коллекционируете артефакты со съемочной площадки?
– Нет, нигде не было таких уникальных вещей, как эта кукла.
– Даже в знаменитой серии «Тайны следствия»? Удивительно. Кстати, куда исчезла ваша героиня из недавно прошедшего нового сезона?
– Она не исчезла. Она родила ребенка и теперь сидит с ним дома. Все очень просто.
– Вы хотели бы вернуться в «Тайны следствия»?
– Не знаю... Там на съемочной площадке сложилась классная компания, и это очень важно, когда речь идет о таких долгоиграющих проектах. Но все же мне ближе законченные локальные истории.
– Не подумывали о переезде в Москву?
– Не знаю. Я очень люблю Петербург, свой город, у меня здесь семья, друзья. Мне нравится жить на два города. У меня был такой опыт, я достаточно долго снималась в Москве и практически жила в поезде.
– В Театре на Васильевском у вас классический репертуар – Горький, Островский, Вампилов. В конце декабря вы сыграли премьеру шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». А современная драматургия вам интересна?
– Для меня она очень разная. Есть вещи, которые в меня попадают, есть и такие, которые проходят мимо. Пока не нашла ту современную пьесу, которая бы меня зацепила. Ведь сейчас и классическую пьесу можно поставить очень остро и современно. В свое время на меня произвел большое впечатление спектакль Виктора Рыжакова «Пять вечеров» с Полиной Агуреевой – мастерское сочетание необычной формы, современной остроты и глубокого проживания актеров.
– Но если бы нашлась самая современная пьеса для моноспектакля? Ведь у вас уже есть прекрасный опыт – моноспектакль по Жану Кокто «Человеческий голос».
– «Человеческий голос» возник в моем репертуаре благодаря режиссеру Владимиру Туманову. Лично я никогда не думала о моноспектакле, для меня на сцене очень важно партнерство, диалог. Но, поскольку предложил Туманов, я осторожно согласилась. Владимир Анатольевич никогда не боялся быть «несовременным». Он делал упор на актерах, на человеческих отношениях. Это было самое важное в его спектаклях – не форма, а химия человеческих взаимоотношений. Для него актер всегда был не функцией, которая выполняет формальные задачи режиссера, а сотворцом. И поэтому я вспоминаю нашу работу над «Человеческим голосом» как один из самых творческих периодов в моей актерской жизни.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 24 (6862) от 11.02.2021 под заголовком ««Иногда живется так, как хочешь жить»».
Комментарии