Актер, режиссер, катастрофа. Рецензия на фильм «Непрощенный» Сарика Андреасяна

Фильм Сарика Андреасяна «Непрощенный» относится к тем культурным явлениям, которым не следует давать оценок немедленно, по горячим следам. Страшный сюжет - непридуманный, всколыхнувший в свое время Россию, неизбежно влияет на впечатление от всей работы. Мало кто из зрителей - а их за два первых уик-энда демонстрации фильма в кинотеатрах набралось более семисот тысяч - сможет удержаться от сильных эмоций. А прекрасная часть аудитории уж точно изведет по три платка во время сеанса.

Актер, режиссер, катастрофа. Рецензия на фильм «Непрощенный» Сарика Андреасяна | Мало кто из зрителей фильма «Непрощенный» сможет удержаться от сильных эмоций.

Мало кто из зрителей фильма «Непрощенный» сможет удержаться от сильных эмоций.

Дмитрий Нагиев, исполнивший роль Виталия Калоева, человека, вся семья которого в 2002 году погибла в авиакатастрофе над Боденским озером, принял серьезный вызов. Два года назад свой вариант той трагедии сняли американцы. Роль отчаявшегося мстителя в картине «Последствия» досталась Арнольду Шварценеггеру. Голливудская легенда смог спрятать свою терминаторскую харизму и выдать что-то вроде мучительной рефлексии в кадре. Российский же артист, которого привыкли связывать исключительно с развлекательным жанром, шагнул куда дальше.

В «Непрощенном» мы не заметим ни капли от приклеившихся, казалось бы, к актеру образов прапорщика Задова или брутального физрука. И дело совсем не в сложном гриме и траурной одежде персонажа. На наших глазах разворачивается двойной достоевский сюжет. Большая часть фильма - боль «маленького человека», который не может добиться от виновников трагедии, перечеркнувшей всю его жизнь, элементарных извинений. Будь они произнесены, возможно, и не разыгралась бы другая смертельная история, в которой каждый сам для себя решает, что в итоге понимать под преступлением и кому выпало понести наказание. Кто такой Калоев - мститель, которому нельзя не посочувствовать, или же все-таки преступник, не имевший права отвечать смертью на смерть.

Рыдающий Нагиев - зрелище впечатляющее. Нам более привычны его плотоядные ухмылки и соленые фразы. Эпизоды, в которых актер демонстрирует скорбь не просто мужчины, но кавказца - с их неписаными правилами поведения, - просто трудно смотреть физически. Нагиев убеждает на все сто. Причем ни режиссер, ни сценаристы не дают ему других возможностей и инструментов, чтобы эта роль состоялась.

Кроме застывшего горя Нагиеву в фильме играть нечего. Режиссура в картине подменена банальной хронологией. Швейцарская линия сюжета скомкана. Годы, проведенные Калоевым в тюрьме, промелькнут почти мгновенно. А ведь в реальной жизни они оказали колоссальное воздействие на главного героя: домой вернулся другой человек, с другими эмоциями. И в том, что далее неминуемо последует «новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой», зрителя убеждают взгляд, мимика, неуловимые нюансы, транслируемые актером, но ничего более. Дмитрий Нагиев, конечно, взял в этом фильме все возможные для него сегодня высоты, подтвердив свою профессиональную заявку, первоначально сделанную в сериале «Маяковский. Два дня», где он успешно сыграл футуриста Давида Бурлюка.

Сарик Андреасян известен «Землетрясением» - картиной двухлетней давности, посвященной землетрясению в Армении, случившемуся в 1988 году. Попытка эта оказалась, скорее, неудачной - в фильме было слишком много примитивных манипуляций со зрительскими эмоциями.

Такой же упрек можно адресовать «Непрощенному», в котором использовано множество штампов. Тягучие предчувствия супруги Калоева в обреченном самолете и здесь же детская безмятежность детей-ангелочков, которые вот-вот погибнут. Являющиеся кстати и некстати видения, неизбежное табло прилета рейсов с аннулированной информацией. Разорванные бусики и потерянное колечко дочки-принцессы. Чтобы заставить зрителей окончательно разрыдаться, авторы даже изобразили трупы детей, обреченно застывшие в самолетных креслах. В кадре меланхолически движется блистательная Роза Хайруллина: если Дмитрий Нагиев может хотя бы упереться лбом в памятник, то горянка в трауре - патовая ситуация: ни поплакать на людях, ни слова толком вымолвить...

Сарик Андреасян пытается вырваться из привычных для него рамок грубоватой комедии (ранее он одарил нас такими картинами, как «Служебный роман: наше время», «Беременный», «ЛопуХИ») и сделать что-то серьезное и настоящее. Но, как видно, творческий метод остался прежним: на смену животному хохоту пришла бочка слез, но настоящего художественного события из фильма не получилось. Хотя материал обещал многое.

#премьера #фильм #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6298) от 11.10.2018 под заголовком «Актер. Режиссер. Катастрофа».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.