Актер, режиссер, катастрофа. Рецензия на фильм «Непрощенный» Сарика Андреасяна

Фильм Сарика Андреасяна «Непрощенный» относится к тем культурным явлениям, которым не следует давать оценок немедленно, по горячим следам. Страшный сюжет - непридуманный, всколыхнувший в свое время Россию, неизбежно влияет на впечатление от всей работы. Мало кто из зрителей - а их за два первых уик-энда демонстрации фильма в кинотеатрах набралось более семисот тысяч - сможет удержаться от сильных эмоций. А прекрасная часть аудитории уж точно изведет по три платка во время сеанса.

Актер, режиссер, катастрофа. Рецензия на фильм «Непрощенный» Сарика Андреасяна | Мало кто из зрителей фильма «Непрощенный» сможет удержаться от сильных эмоций.

Мало кто из зрителей фильма «Непрощенный» сможет удержаться от сильных эмоций.

Дмитрий Нагиев, исполнивший роль Виталия Калоева, человека, вся семья которого в 2002 году погибла в авиакатастрофе над Боденским озером, принял серьезный вызов. Два года назад свой вариант той трагедии сняли американцы. Роль отчаявшегося мстителя в картине «Последствия» досталась Арнольду Шварценеггеру. Голливудская легенда смог спрятать свою терминаторскую харизму и выдать что-то вроде мучительной рефлексии в кадре. Российский же артист, которого привыкли связывать исключительно с развлекательным жанром, шагнул куда дальше.

В «Непрощенном» мы не заметим ни капли от приклеившихся, казалось бы, к актеру образов прапорщика Задова или брутального физрука. И дело совсем не в сложном гриме и траурной одежде персонажа. На наших глазах разворачивается двойной достоевский сюжет. Большая часть фильма - боль «маленького человека», который не может добиться от виновников трагедии, перечеркнувшей всю его жизнь, элементарных извинений. Будь они произнесены, возможно, и не разыгралась бы другая смертельная история, в которой каждый сам для себя решает, что в итоге понимать под преступлением и кому выпало понести наказание. Кто такой Калоев - мститель, которому нельзя не посочувствовать, или же все-таки преступник, не имевший права отвечать смертью на смерть.

Рыдающий Нагиев - зрелище впечатляющее. Нам более привычны его плотоядные ухмылки и соленые фразы. Эпизоды, в которых актер демонстрирует скорбь не просто мужчины, но кавказца - с их неписаными правилами поведения, - просто трудно смотреть физически. Нагиев убеждает на все сто. Причем ни режиссер, ни сценаристы не дают ему других возможностей и инструментов, чтобы эта роль состоялась.

Кроме застывшего горя Нагиеву в фильме играть нечего. Режиссура в картине подменена банальной хронологией. Швейцарская линия сюжета скомкана. Годы, проведенные Калоевым в тюрьме, промелькнут почти мгновенно. А ведь в реальной жизни они оказали колоссальное воздействие на главного героя: домой вернулся другой человек, с другими эмоциями. И в том, что далее неминуемо последует «новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой», зрителя убеждают взгляд, мимика, неуловимые нюансы, транслируемые актером, но ничего более. Дмитрий Нагиев, конечно, взял в этом фильме все возможные для него сегодня высоты, подтвердив свою профессиональную заявку, первоначально сделанную в сериале «Маяковский. Два дня», где он успешно сыграл футуриста Давида Бурлюка.

Сарик Андреасян известен «Землетрясением» - картиной двухлетней давности, посвященной землетрясению в Армении, случившемуся в 1988 году. Попытка эта оказалась, скорее, неудачной - в фильме было слишком много примитивных манипуляций со зрительскими эмоциями.

Такой же упрек можно адресовать «Непрощенному», в котором использовано множество штампов. Тягучие предчувствия супруги Калоева в обреченном самолете и здесь же детская безмятежность детей-ангелочков, которые вот-вот погибнут. Являющиеся кстати и некстати видения, неизбежное табло прилета рейсов с аннулированной информацией. Разорванные бусики и потерянное колечко дочки-принцессы. Чтобы заставить зрителей окончательно разрыдаться, авторы даже изобразили трупы детей, обреченно застывшие в самолетных креслах. В кадре меланхолически движется блистательная Роза Хайруллина: если Дмитрий Нагиев может хотя бы упереться лбом в памятник, то горянка в трауре - патовая ситуация: ни поплакать на людях, ни слова толком вымолвить...

Сарик Андреасян пытается вырваться из привычных для него рамок грубоватой комедии (ранее он одарил нас такими картинами, как «Служебный роман: наше время», «Беременный», «ЛопуХИ») и сделать что-то серьезное и настоящее. Но, как видно, творческий метод остался прежним: на смену животному хохоту пришла бочка слез, но настоящего художественного события из фильма не получилось. Хотя материал обещал многое.

#премьера #фильм #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6298) от 11.10.2018 под заголовком «Актер. Режиссер. Катастрофа».


Комментарии