Актер на авансцене

В театре-фестивале «Балтийский дом» завершился X международный фестиваль моноспектаклей «Монокль». Он продолжался целый месяц, и в его обширной юбилейной программе были представлены работы как опытных мастеров жанра, так и молодых начинающих актеров.

Актер на авансцене | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Моноспектакль – особая разновидность театрального представления. Он может быть непрерывным монологом от первого лица и рассказывать о какой-то исключительной судьбе – тем самым обеспечив актера материалом, которого обычно так недостает современному театру. А может быть, совсем напротив, – многонаселенным повествованием, где всех героев будет играть один-единственный актер, – и тогда это может стать уникальным опытом перевоплощения и демонстрацией множества граней мастерства, которым далеко не всегда отыскивается применение в репертуарных спектаклях. В любом случае хороший моноспектакль – это возможность скрупулезно, во всех деталях рассмотреть актерский талант, так, словно зритель и вправду вооружен особой оптикой – например, моноклем.

В программе нынешнего фестиваля были спектакли, представленные и крупными театрами, и маленькими творческими объединениями, здесь были работы и актеров БДТ, и «Балтийского дома», и диковинки под названием санкт-петербургский драматический театр «Париж». В качестве драматургического материала использовались тексты Пушкина, Батюшкова, Александра Введенского, Эрленда Лу, Кафки, Мисимы и собственные литературные опыты участников фестиваля.

По итогам голосования жюри победителями стали три моноспектакля (как сказал бы Островский, «без различия степеней и талантов»): авторский спектакль Григория Печкысева «Я, Батюшков» по стихам и прозе Константина Батюшкова, поставленный самим актером в Пушкинской театральной школе (об этой работе наша газета писала после премьеры), «Жили-были» Валерия Зиновьева (пьесу Семена Кирова «Папка» поставила для театральной компании «Ковчег» Мила Петрович) и «Спасти камер-юнкера Пушкина» (по тексту Михаила Хейфеца) в исполнении актера Александра Миловидова, поставленный режиссером Юрием Томошевским в Романтическом театре своего имени.

Специальными дипломами фестиваля «Монокль» были награждены режиссеры: Алексей Слюсарчук – «за последовательность творческого поиска», Юрий Томошевский – «за верность жанру» и Ольга Зарубина – «за освоение новых технологий в жанре моноспектакля» (в постановке «Колобок» проекта «КинотеАРТ» были использованы видеокомпозиции и другие технические приемы).

Старинный заслуженный жанр моноспектакля прекрасен своей пластичностью и гибкостью, он обновляется постоянно, и современным образом его может быть не только романтический актер-премьер в лучах контрового света, но и усиленный компьютерной картинкой колобок в монокле.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5399) от 16.02.2015.


Комментарии