Актер на авансцене

В театре-фестивале «Балтийский дом» завершился X международный фестиваль моноспектаклей «Монокль». Он продолжался целый месяц, и в его обширной юбилейной программе были представлены работы как опытных мастеров жанра, так и молодых начинающих актеров.

Актер на авансцене | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Моноспектакль – особая разновидность театрального представления. Он может быть непрерывным монологом от первого лица и рассказывать о какой-то исключительной судьбе – тем самым обеспечив актера материалом, которого обычно так недостает современному театру. А может быть, совсем напротив, – многонаселенным повествованием, где всех героев будет играть один-единственный актер, – и тогда это может стать уникальным опытом перевоплощения и демонстрацией множества граней мастерства, которым далеко не всегда отыскивается применение в репертуарных спектаклях. В любом случае хороший моноспектакль – это возможность скрупулезно, во всех деталях рассмотреть актерский талант, так, словно зритель и вправду вооружен особой оптикой – например, моноклем.

В программе нынешнего фестиваля были спектакли, представленные и крупными театрами, и маленькими творческими объединениями, здесь были работы и актеров БДТ, и «Балтийского дома», и диковинки под названием санкт-петербургский драматический театр «Париж». В качестве драматургического материала использовались тексты Пушкина, Батюшкова, Александра Введенского, Эрленда Лу, Кафки, Мисимы и собственные литературные опыты участников фестиваля.

По итогам голосования жюри победителями стали три моноспектакля (как сказал бы Островский, «без различия степеней и талантов»): авторский спектакль Григория Печкысева «Я, Батюшков» по стихам и прозе Константина Батюшкова, поставленный самим актером в Пушкинской театральной школе (об этой работе наша газета писала после премьеры), «Жили-были» Валерия Зиновьева (пьесу Семена Кирова «Папка» поставила для театральной компании «Ковчег» Мила Петрович) и «Спасти камер-юнкера Пушкина» (по тексту Михаила Хейфеца) в исполнении актера Александра Миловидова, поставленный режиссером Юрием Томошевским в Романтическом театре своего имени.

Специальными дипломами фестиваля «Монокль» были награждены режиссеры: Алексей Слюсарчук – «за последовательность творческого поиска», Юрий Томошевский – «за верность жанру» и Ольга Зарубина – «за освоение новых технологий в жанре моноспектакля» (в постановке «Колобок» проекта «КинотеАРТ» были использованы видеокомпозиции и другие технические приемы).

Старинный заслуженный жанр моноспектакля прекрасен своей пластичностью и гибкостью, он обновляется постоянно, и современным образом его может быть не только романтический актер-премьер в лучах контрового света, но и усиленный компьютерной картинкой колобок в монокле.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5399) от 16.02.2015.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?