Ахматовское зеркало

Небольшой фестиваль «Золотая маска» в Санкт-Петербурге», состоявший из трех названий, завершился спектаклем «Ахматова. Поэма без героя» в постановке Кирилла Серебренникова и Аллы Демидовой. В главной роли - Демидова (указаны еще артисты «в ролях», но, по сути, это ее моноспектакль). Постановка номинирована на премию «Золотая маска» как лучший спектакль большой формы, а также за актерскую работу и режиссуру. По поводу этого решения есть вопросы, особенно по части режиссуры.

Ахматовское зеркало | ФОТО Ирины ПОЛЯРНОЙ предоставлено пресс-службой фестиваля «Золотая маска»

ФОТО Ирины ПОЛЯРНОЙ предоставлено пресс-службой фестиваля «Золотая маска»

Выдающаяся актриса Алла Демидова работала над «Поэмой без героя» с 1970-х, читала ее в «филармоническом исполнении», написала целую книгу «Ахматовские зеркала». Стало быть, у нее особое право читать с подмостков этот текст (как акцентировали некоторые критики). Нельзя не упомянуть и многолетнюю работу Демидовой в Театре на Таганке, поэтическом по существу, и весь богатейший чтецкий бэкграунд актрисы, ее искания в области трагедии - Демидова много написала на эту тему в своих книгах, а также ее сотрудничество с режиссером Теодоросом Терзопулосом.

...Актриса читает почти декламационно, даже когда в самом начале появляется в партере из зрительской зоны и вступает в действие «от себя». Объясняет мистическое значение неоновой надписи, светящейся в черноте сцены. Эпиграф «Поэмы...» Deus conservat omnia («Бог сохраняет все») - девиз на гербе Фонтанного дома, и этот девиз «прошил» путь Ахматовой, закольцевав жизнь со смертью (такой герб был и на других зданиях: том, где Ахматова лежала в московском морге и где состоялась гражданская панихида в Ленинграде). Уже в прологе сделан акцент на мистический рисунок судьбы. Когда актриса читает собственно «Поэму...», на сцене появляются молодые люди в черном и расчехляют музыкальные инструменты: две арфы и раскрытое пианино. Потом один из артистов будет играть на черных модернизированных гуслях, и музыка создает таинственную атмосферу (композитор - Александр Болдачев), но в остальном эта таинственность кажется умышленной и навязчивой.

Антураж постановки мрачен и зловещ. В центре сцены - лестница, дугой обрамляющая круг, напоминающий накрененную столешницу. На нее накинута материя, которая становится экраном для проекции. Когда героине являются видения из Серебряного века, столешница становится этаким магическим кристаллом, где мелькают Блок, Гумилев, Маяковский, Мейерхольд - прошедший путь от денди (эстетский кадр из несохранившегося фильма Мейерхольда «Портрет Дориана Грея», где он сыграл лорда Генри) до революционера в буденовке. На реплику «приближался не календарный - настоящий Двадцатый Век» дается тоже иллюстративная проекция: движущиеся массы, демонстрации, Сталин. Потом материя спадет, и столешница окажется огромным круглым зеркалом.

Очевидно, что Серебренников, выступивший и как сценограф, хотел разлитую в «Поэме...» мистичность выразить демонстративно простыми и техническими средствами (видеопроекции, неоновые свечи, сыплющийся снежок). Сочетать колдовское начало с дизайнерской стильностью, обозначить черную мистерию. Кажется, для авторов спектакля важны были цветаевские строки об Ахматовой: «Ты черную насылаешь метель на Русь...». Но, обозначая, «опредмечивая» эту мистичность, авторы словно бы вытравили ее из текста. «Поэма...» (здесь она исполняется не целиком) во многом лишилась сложности. Как, собственно, и «Реквием», дополняющий ее.

Все то, что стало литературной основой спектакля, Демидова читает ровно, порой обретая и сниходительно-просветительскую интонацию («а сейчас, ребятки, я расскажу вам...»). Звучание торжественно, иногда оно рассредоточивает внимание монотонностью, иногда завораживает. Им любуешься, но как любуются холодной статуей. Те, кто видел-слушал, как Демидова когда-то исполняла «Поэму...» сама (без режиссерских затей), говорят, это было мощно. Чему охотно веришь хотя бы по той записи, где актриса читает в сопровождении оркестра, которым дирижирует Евгений Колобов.

В прошлом сезоне Демидова оказалась на пике внимания благодаря участию в двух работах: помимо «Ахматовой...» был еще проект Чеховского фестиваля «Старик и море» - тоже моноспектакль актрисы, поставленный Анатолием Васильевым к 100-летию Юрия Любимова. Васильев не заслонял Демидову внешними средствами, но и не «умирал в актрисе», режиссерская партитура входила в свои колебания с партитурой актерской, правила игры постоянно менялись, и казалось: если спектакль будет жить дальше, он будет постоянно расти. (К сожалению, решено ограничиться разовыми показами.) А на «Ахматовой...», где смыслы застолблены, в итоге захотелось отбросить от актрисы все эффектное режиссерское обрамление и оставить ее с текстом один на один. И с нами, зрителями, конечно.

#«Золотая маска» #театр

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.