Ахматовское зеркало

Небольшой фестиваль «Золотая маска» в Санкт-Петербурге», состоявший из трех названий, завершился спектаклем «Ахматова. Поэма без героя» в постановке Кирилла Серебренникова и Аллы Демидовой. В главной роли - Демидова (указаны еще артисты «в ролях», но, по сути, это ее моноспектакль). Постановка номинирована на премию «Золотая маска» как лучший спектакль большой формы, а также за актерскую работу и режиссуру. По поводу этого решения есть вопросы, особенно по части режиссуры.

Ахматовское зеркало | ФОТО Ирины ПОЛЯРНОЙ предоставлено пресс-службой фестиваля «Золотая маска»

ФОТО Ирины ПОЛЯРНОЙ предоставлено пресс-службой фестиваля «Золотая маска»

Выдающаяся актриса Алла Демидова работала над «Поэмой без героя» с 1970-х, читала ее в «филармоническом исполнении», написала целую книгу «Ахматовские зеркала». Стало быть, у нее особое право читать с подмостков этот текст (как акцентировали некоторые критики). Нельзя не упомянуть и многолетнюю работу Демидовой в Театре на Таганке, поэтическом по существу, и весь богатейший чтецкий бэкграунд актрисы, ее искания в области трагедии - Демидова много написала на эту тему в своих книгах, а также ее сотрудничество с режиссером Теодоросом Терзопулосом.

...Актриса читает почти декламационно, даже когда в самом начале появляется в партере из зрительской зоны и вступает в действие «от себя». Объясняет мистическое значение неоновой надписи, светящейся в черноте сцены. Эпиграф «Поэмы...» Deus conservat omnia («Бог сохраняет все») - девиз на гербе Фонтанного дома, и этот девиз «прошил» путь Ахматовой, закольцевав жизнь со смертью (такой герб был и на других зданиях: том, где Ахматова лежала в московском морге и где состоялась гражданская панихида в Ленинграде). Уже в прологе сделан акцент на мистический рисунок судьбы. Когда актриса читает собственно «Поэму...», на сцене появляются молодые люди в черном и расчехляют музыкальные инструменты: две арфы и раскрытое пианино. Потом один из артистов будет играть на черных модернизированных гуслях, и музыка создает таинственную атмосферу (композитор - Александр Болдачев), но в остальном эта таинственность кажется умышленной и навязчивой.

Антураж постановки мрачен и зловещ. В центре сцены - лестница, дугой обрамляющая круг, напоминающий накрененную столешницу. На нее накинута материя, которая становится экраном для проекции. Когда героине являются видения из Серебряного века, столешница становится этаким магическим кристаллом, где мелькают Блок, Гумилев, Маяковский, Мейерхольд - прошедший путь от денди (эстетский кадр из несохранившегося фильма Мейерхольда «Портрет Дориана Грея», где он сыграл лорда Генри) до революционера в буденовке. На реплику «приближался не календарный - настоящий Двадцатый Век» дается тоже иллюстративная проекция: движущиеся массы, демонстрации, Сталин. Потом материя спадет, и столешница окажется огромным круглым зеркалом.

Очевидно, что Серебренников, выступивший и как сценограф, хотел разлитую в «Поэме...» мистичность выразить демонстративно простыми и техническими средствами (видеопроекции, неоновые свечи, сыплющийся снежок). Сочетать колдовское начало с дизайнерской стильностью, обозначить черную мистерию. Кажется, для авторов спектакля важны были цветаевские строки об Ахматовой: «Ты черную насылаешь метель на Русь...». Но, обозначая, «опредмечивая» эту мистичность, авторы словно бы вытравили ее из текста. «Поэма...» (здесь она исполняется не целиком) во многом лишилась сложности. Как, собственно, и «Реквием», дополняющий ее.

Все то, что стало литературной основой спектакля, Демидова читает ровно, порой обретая и сниходительно-просветительскую интонацию («а сейчас, ребятки, я расскажу вам...»). Звучание торжественно, иногда оно рассредоточивает внимание монотонностью, иногда завораживает. Им любуешься, но как любуются холодной статуей. Те, кто видел-слушал, как Демидова когда-то исполняла «Поэму...» сама (без режиссерских затей), говорят, это было мощно. Чему охотно веришь хотя бы по той записи, где актриса читает в сопровождении оркестра, которым дирижирует Евгений Колобов.

В прошлом сезоне Демидова оказалась на пике внимания благодаря участию в двух работах: помимо «Ахматовой...» был еще проект Чеховского фестиваля «Старик и море» - тоже моноспектакль актрисы, поставленный Анатолием Васильевым к 100-летию Юрия Любимова. Васильев не заслонял Демидову внешними средствами, но и не «умирал в актрисе», режиссерская партитура входила в свои колебания с партитурой актерской, правила игры постоянно менялись, и казалось: если спектакль будет жить дальше, он будет постоянно расти. (К сожалению, решено ограничиться разовыми показами.) А на «Ахматовой...», где смыслы застолблены, в итоге захотелось отбросить от актрисы все эффектное режиссерское обрамление и оставить ее с текстом один на один. И с нами, зрителями, конечно.

#«Золотая маска» #театр

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...