Академия голосов

8 августа в Большом Гостином дворе состоится торжественное открытие Международной академии музыки Елены Образцовой. Прямая трансляция гала-концерта будет проходить у центрального портика Гостиного на Невском проспекте. Сама певица, на протяжении более 20 лет вынашивавшая мечту о создании такой академии, к сожалению, не застанет этого счастливого момента. Директором Академии стала дочь Образцовой Елена Макарова, художественным руководителем – всемирно известный бас Ильдар АБДРАЗАКОВ, который рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, кого примут в академию и как он планирует совмещать административную должность со своей бурной творческой деятельностью за рубежом.

Академия голосов | ФОТО Александра ЩЕРБАКА/ТАСС

ФОТО Александра ЩЕРБАКА/ТАСС

– Этим летом вы демонстрируете чудеса передвижений по миру. Концерты в Москве, спектакли в Петербурге, Нью-Йорке, Зальцбурге, а между ними еще надо будет открыть Международную академию музыки Елены Образцовой.

– Да, этим летом очень много всего происходит в моей жизни. Мы живем в динамичное время, когда все делается очень быстро. Предложение стать художественным руководителем академии меня, с одной стороны, признаюсь, шокировало, с другой – обязало, с третьей – заинтересовало. Я согласился. Сейчас мы все понимаем, как нам не хватает Елены Васильевны в решении проблем, которых слишком много. Тем не менее все идет по плану. На открытии состоится гала-концерт. Занятия начнутся с 1 октября, а с 10 по 17 августа будет проводиться набор учащихся.


– В связи со своим насыщенным графиком вы сможете чаще появляться в Петербурге? Планируете преподавать в академии?

– В академии собралась хорошая команда – люди, которым я доверяю, с которыми нахожусь на одной волне. Но я постараюсь бывать в Петербурге как можно чаще, ставить себе больше выступлений в Мариинском театре. Мастер-классы обязательно буду давать, тем более что у меня есть опыт – я занимался в Италии с итальянскими певцами. Хорошие педагоги по вокалу везде в цене. А у меня итальянская «родословная». С одной стороны, эти гены идут от самого Верди: Джузеппе Верди – Артуро Тосканини (который работал в эпоху Верди) – Федора Барбьери (певшая под управлением Тосканини) – Абдразаков. У Федоры Барбьери я брал в Италии мастер-класс из двенадцати уроков. С другой стороны, «генетическая» информация была передана мне по такой цепочке: Тосканини – Антонио Вотто, ученик Тосканини – Риккардо Мути, ученик Вотто – Абдразаков. Риккардо Мути я считаю своим крестным отцом.


– А можно научить пению каждого?

– Конечно, можно. Голоса бывают богатые и бедные. Но я замечал, что зачастую человека с бедным голосом можно быстрее научить петь, чем с богатым, большим, насыщенным обертонами. Маленький голос можно аккуратно настроить и работать с ним. Иногда изначально некрасивые голоса в процессе обучения становятся красивыми. Все зависит от внутреннего настроя человека, от богатства его души.


– Как построена программа обучения в академии?

– Основная программа рассчитана на год. Но если у певца возникнет желание, можно будет продолжить учиться. Также можно будет взять определенный курс, поскольку у нас их разработано несколько. Здесь все без фанатизма: хочешь заниматься – занимайся. Заставлять никого не будем.


– Кого вы принимаете в академию?

– Будут приниматься студенты, либо продолжающие обучение, либо уже окончившие вуз, желающие получить постдипломное образование. Мы создали годовой курс, в котором помимо педагогов по вокалу примут участие языковые коучи, будут занятия по танцу, оперной режиссуре, работе с дирижерами. Все это станет тщательным подготовительным этапом, в течение которого молодому певцу помогут «вооружиться» на пути в театр. Мы будем готовить певцов к прослушиваниям в театры, подбирать с ними правильный репертуар.


– Кто разрабатывал программу курса?

– Наш курс всецело создавался на основе записей, которые вела Елена Васильевна.


– Какова цена вопроса для тех, кто решится поступить в академию?

– Поскольку этот проект не поддержан правительством, мы вынуждены существовать на самоокупаемости, поэтому обучение будет платным. Но выделено несколько бесплатных мест для самых одаренных ребят, с которыми мы будем заинтересованы заниматься. К нам в академию может прийти любой, кто захочет взять уроки вокала. Как выясняется, многие хотели бы научиться петь отнюдь не для головокружительной карьеры, а просто для себя.


– Насколько мне известно, Елена Образцова мечтала прежде всего о том, что в ее академии будут преподавать ее звездные коллеги – мировые знаменитости, жаждущие поделиться секретами мастерства с молодежью.

– На данный момент я получил согласие от знаменитой меццо-сопрано Фьоренцы Коссотто и баритона Томаса Хэмпсона. Свое согласие приехать в Петербург дал и испанский баритон Хуан Понс, многолетний партнер Елены Васильевны по сцене. Мы пригласили и Маквалу Касрашвили, близкую подругу Елены Образцовой. Ведутся переговоры и с другими большими мастерами, которые готовы поделиться своим опытом с молодежью.


– А кто займется сопутствующими дисциплинами?

– Драматические артисты Петербурга и Москвы будут преподавать актерское мастерство. Поскольку сегодня в опере сильный акцент поставлен на режиссуру, мы сочли необходимым дать возможность молодым певцам поработать и с настоящими драматическими режиссерами и кинорежиссерами, которые смогут шире раскрыть драматические способности будущих солистов оперы. Режиссеры кино способны увидеть начинающего артиста изнутри, заставить его говорить глазами, наделить актерской техникой, благодаря которой и голос на спектакле зазвучит по-другому, возникнет абсолютно другой контакт со слушателем.


– А кто из режиссеров вам помог раскрыться?

– Немецкий режиссер Йоханнес Шааф, ставивший в Мариинском театре «Дон Жуана» в 1999 году. Мы с ним сильно ругались, я уходил с репетиций, он меня догонял. Я переживал, поскольку партия Лепорелло для меня была новой. Валерий Гергиев нас мирил. Но после спектакля Шааф обнял меня, сказав, какой замечательной получилась работа. И через некоторое время пригласил на контракт в Германию, но тогда я уже начал работать в Италии и не смог туда приехать. Йоханнес меня раскрутил как актера. Дальше я понял, в каком направлении работать. Если у певца есть голова – он выберется, будет правильно работать.


– То есть главное – научить певца правильно петь, как пловца – плавать?

– Да, потому что никто не знает до конца, как можно развить актерский талант, да и вокальный тоже. Никто не изучил до конца возможности голоса – это не математика. На мой взгляд, голос можно развить до немыслимых пределов. Это вопрос безграничности человеческих возможностей.


– Вы наблюдали за тем, как проходили выступления вокалистов на конкурсе Чайковского?

– Мне удалось послушать лишь фрагменты гала-концерта по телевизору. Голос монгольского баритона, получившего «Гран-при», – шикарный инструмент. Если его правильно направить, если его не будут грузить драматическими партиями, он сможет сделать хорошую карьеру. Но надо еще посмотреть, какой он актер, как будет работать с дирижерами. Потому что одного голоса мало. Если будет быстрый контакт с режиссером, дирижером, если он сможет быстро все ловить на ходу, это позволит взлететь. Если молодой певец не способен мобильно организовываться в данный момент, на репетициях, то пару раз как-то можно проскочить, но на третий раз его могут и не позвать, решив, что нет смысла вкладываться. А еще я очень рад победе нашей Юли Маточкиной из Мариинского театра.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (5517) от 07.08.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.