Академия голосов

8 августа в Большом Гостином дворе состоится торжественное открытие Международной академии музыки Елены Образцовой. Прямая трансляция гала-концерта будет проходить у центрального портика Гостиного на Невском проспекте. Сама певица, на протяжении более 20 лет вынашивавшая мечту о создании такой академии, к сожалению, не застанет этого счастливого момента. Директором Академии стала дочь Образцовой Елена Макарова, художественным руководителем – всемирно известный бас Ильдар АБДРАЗАКОВ, который рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, кого примут в академию и как он планирует совмещать административную должность со своей бурной творческой деятельностью за рубежом.

Академия голосов | ФОТО Александра ЩЕРБАКА/ТАСС

ФОТО Александра ЩЕРБАКА/ТАСС

– Этим летом вы демонстрируете чудеса передвижений по миру. Концерты в Москве, спектакли в Петербурге, Нью-Йорке, Зальцбурге, а между ними еще надо будет открыть Международную академию музыки Елены Образцовой.

– Да, этим летом очень много всего происходит в моей жизни. Мы живем в динамичное время, когда все делается очень быстро. Предложение стать художественным руководителем академии меня, с одной стороны, признаюсь, шокировало, с другой – обязало, с третьей – заинтересовало. Я согласился. Сейчас мы все понимаем, как нам не хватает Елены Васильевны в решении проблем, которых слишком много. Тем не менее все идет по плану. На открытии состоится гала-концерт. Занятия начнутся с 1 октября, а с 10 по 17 августа будет проводиться набор учащихся.


– В связи со своим насыщенным графиком вы сможете чаще появляться в Петербурге? Планируете преподавать в академии?

– В академии собралась хорошая команда – люди, которым я доверяю, с которыми нахожусь на одной волне. Но я постараюсь бывать в Петербурге как можно чаще, ставить себе больше выступлений в Мариинском театре. Мастер-классы обязательно буду давать, тем более что у меня есть опыт – я занимался в Италии с итальянскими певцами. Хорошие педагоги по вокалу везде в цене. А у меня итальянская «родословная». С одной стороны, эти гены идут от самого Верди: Джузеппе Верди – Артуро Тосканини (который работал в эпоху Верди) – Федора Барбьери (певшая под управлением Тосканини) – Абдразаков. У Федоры Барбьери я брал в Италии мастер-класс из двенадцати уроков. С другой стороны, «генетическая» информация была передана мне по такой цепочке: Тосканини – Антонио Вотто, ученик Тосканини – Риккардо Мути, ученик Вотто – Абдразаков. Риккардо Мути я считаю своим крестным отцом.


– А можно научить пению каждого?

– Конечно, можно. Голоса бывают богатые и бедные. Но я замечал, что зачастую человека с бедным голосом можно быстрее научить петь, чем с богатым, большим, насыщенным обертонами. Маленький голос можно аккуратно настроить и работать с ним. Иногда изначально некрасивые голоса в процессе обучения становятся красивыми. Все зависит от внутреннего настроя человека, от богатства его души.


– Как построена программа обучения в академии?

– Основная программа рассчитана на год. Но если у певца возникнет желание, можно будет продолжить учиться. Также можно будет взять определенный курс, поскольку у нас их разработано несколько. Здесь все без фанатизма: хочешь заниматься – занимайся. Заставлять никого не будем.


– Кого вы принимаете в академию?

– Будут приниматься студенты, либо продолжающие обучение, либо уже окончившие вуз, желающие получить постдипломное образование. Мы создали годовой курс, в котором помимо педагогов по вокалу примут участие языковые коучи, будут занятия по танцу, оперной режиссуре, работе с дирижерами. Все это станет тщательным подготовительным этапом, в течение которого молодому певцу помогут «вооружиться» на пути в театр. Мы будем готовить певцов к прослушиваниям в театры, подбирать с ними правильный репертуар.


– Кто разрабатывал программу курса?

– Наш курс всецело создавался на основе записей, которые вела Елена Васильевна.


– Какова цена вопроса для тех, кто решится поступить в академию?

– Поскольку этот проект не поддержан правительством, мы вынуждены существовать на самоокупаемости, поэтому обучение будет платным. Но выделено несколько бесплатных мест для самых одаренных ребят, с которыми мы будем заинтересованы заниматься. К нам в академию может прийти любой, кто захочет взять уроки вокала. Как выясняется, многие хотели бы научиться петь отнюдь не для головокружительной карьеры, а просто для себя.


– Насколько мне известно, Елена Образцова мечтала прежде всего о том, что в ее академии будут преподавать ее звездные коллеги – мировые знаменитости, жаждущие поделиться секретами мастерства с молодежью.

– На данный момент я получил согласие от знаменитой меццо-сопрано Фьоренцы Коссотто и баритона Томаса Хэмпсона. Свое согласие приехать в Петербург дал и испанский баритон Хуан Понс, многолетний партнер Елены Васильевны по сцене. Мы пригласили и Маквалу Касрашвили, близкую подругу Елены Образцовой. Ведутся переговоры и с другими большими мастерами, которые готовы поделиться своим опытом с молодежью.


– А кто займется сопутствующими дисциплинами?

– Драматические артисты Петербурга и Москвы будут преподавать актерское мастерство. Поскольку сегодня в опере сильный акцент поставлен на режиссуру, мы сочли необходимым дать возможность молодым певцам поработать и с настоящими драматическими режиссерами и кинорежиссерами, которые смогут шире раскрыть драматические способности будущих солистов оперы. Режиссеры кино способны увидеть начинающего артиста изнутри, заставить его говорить глазами, наделить актерской техникой, благодаря которой и голос на спектакле зазвучит по-другому, возникнет абсолютно другой контакт со слушателем.


– А кто из режиссеров вам помог раскрыться?

– Немецкий режиссер Йоханнес Шааф, ставивший в Мариинском театре «Дон Жуана» в 1999 году. Мы с ним сильно ругались, я уходил с репетиций, он меня догонял. Я переживал, поскольку партия Лепорелло для меня была новой. Валерий Гергиев нас мирил. Но после спектакля Шааф обнял меня, сказав, какой замечательной получилась работа. И через некоторое время пригласил на контракт в Германию, но тогда я уже начал работать в Италии и не смог туда приехать. Йоханнес меня раскрутил как актера. Дальше я понял, в каком направлении работать. Если у певца есть голова – он выберется, будет правильно работать.


– То есть главное – научить певца правильно петь, как пловца – плавать?

– Да, потому что никто не знает до конца, как можно развить актерский талант, да и вокальный тоже. Никто не изучил до конца возможности голоса – это не математика. На мой взгляд, голос можно развить до немыслимых пределов. Это вопрос безграничности человеческих возможностей.


– Вы наблюдали за тем, как проходили выступления вокалистов на конкурсе Чайковского?

– Мне удалось послушать лишь фрагменты гала-концерта по телевизору. Голос монгольского баритона, получившего «Гран-при», – шикарный инструмент. Если его правильно направить, если его не будут грузить драматическими партиями, он сможет сделать хорошую карьеру. Но надо еще посмотреть, какой он актер, как будет работать с дирижерами. Потому что одного голоса мало. Если будет быстрый контакт с режиссером, дирижером, если он сможет быстро все ловить на ходу, это позволит взлететь. Если молодой певец не способен мобильно организовываться в данный момент, на репетициях, то пару раз как-то можно проскочить, но на третий раз его могут и не позвать, решив, что нет смысла вкладываться. А еще я очень рад победе нашей Юли Маточкиной из Мариинского театра.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (5517) от 07.08.2015.


Комментарии