Афродита с крестом

«Сбылась мечта многих поколений эрмитажных византинистов», – сказал Михаил Пиотровский на открытии выставки «Византия сквозь века», которая представляет искусство тысячелетнего государства, построенного на перекрестке времен, культур и цивилизаций.

Афродита с крестом | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

«Византия сквозь века» собрана из 23 музеев Греции. Как из самых знаменитых – Национального археологического музея и Византийского музея в Афинах, так и небольших музеев и крепостей. Эти произведения дополнены эрмитажными иконами и знаменитым византийским серебром.

«Не спрашивайте меня, какой предмет здесь главный», – такими словами отвечал на назойливые вопросы вернисажной публики Юрий Пятницкий, куратор проекта, хранитель византийского искусства в Эрмитаже. По его словам, Византия, или, как ее называли сами граждане, Ромейская империя, соединила в себе роскошь древних восточных культур, римскую логику и практичность, изысканность и тонкость эллинизма.

Искусство Византии обычно ассоциируют с иконами. Православие играло ведущую роль, но это не было религиозное государство. Византийские женщины украшали себя драгоценностями, мужчинам нравились банкеты и свобода нравов военных походов, придворные интриговали и соревновались в роскоши вилл, богатые украшали свои дома античными мозаиками и бюстами, императоры грешили и каялись, как и их простые подданные, верили в чародеев и магию, проводили языческие ритуалы для лечения импотенции среди чиновников.

Через полвека после Первого Собора в Никее, принявшего Символ Веры, создан мраморный алтарь, посвященный богине Кибеле – покровительнице городов и государства. Она изображена в головном уборе, напоминающем башню. К тому же времени относятся по-античному совершенные скульптурные портреты жрицы Исвардии, жреца (или императора Юлиана Отступника?), пожилого мужчины. Портрет Орфея с лирой в окружении зверей и птиц служил ножкой стола. Но в те времена Орфей был и аллегорией Христа, спасающего паству своим словом.

Аристократы украшали полы своих вилл мозаиками, «Персонификация Солнца» (на снимке внизу) и «Портрет Алкивиада» происходят из богатого дома в Спарте. «Персонификация Музы» облагораживала ранневизантийскую баню. Государство заботилось о гигиене и строило бани для граждан за бюджетные деньги.

На первый взгляд неожиданной выглядит серьга с куфической надписью «Аллах благослови Айшу», но надо вспомнить, что Крит Х века был центром ислама.

Две скульптуры I века – «Голова Афродиты» и «Портрет мальчика» подверглись христианизации. На лбу юноши вырезан тонкий крест, лицо античной красавицы (фото вверху) обезображено: религиозный фанатик выбил на нем крест грубым зубилом.

Варварству противостоят произведения византийских мастеров мозаики, развивших античные традиции в религиозном искусстве. Примеры тому – сияющая действительно «сквозь века» мозаичная икона «Богоматерь Эпискепсис» («Знамение») и фрагмент настенной мозаики «Апостол Андрей из Евхаристии», динамичное изображение святого в ракурсе, рассчитанное на восприятие мозаики «снизу вверх».

На Афоне в XII веке для одного Праздничного ряда были созданы краснофонные иконы «Преображение Господне» и «Воскресение Лазаря». Сейчас они хранятся, соответственно, в Эрмитаже и Византийском музее в Афинах, выставка дает уникальную возможность увидеть их вместе. В «Воскресении» художник отказывается от традиционных белых одежд Христа, используя белый цвет в складках одежды и на лице.

Еще одна рифма выставки – двусторонняя икона «Христос Пантократор / Иоанн Богослов» из Церковного музея города Митилена и «Христос Пантократор» из Эрмитажа. Оба шедевра созданы одним мастером, работавшим в 1360 – 1380-х годах.

Показ византийских сокровищ Эрмитажа – еще один повод вспомнить русских ученых и коллекционеров Петра Севастьянова, Никодима Кондакова и Николая Лихачева, которые стали основателями византийского собрания музея. Кондаков был первым хранителем византийского искусства в Эрмитаже.

Постскриптумом к выставке куратор Юрий Пятницкий решил взять картину Эль Греко «Апостол Петр» из Национальной художественной галереи в Афинах. Эль Греко называют последним византийским гуманистом, соединившим эллинистическое совершенство с византийской духовной красотой.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (5734) от 01.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?