Афродита с крестом

«Сбылась мечта многих поколений эрмитажных византинистов», – сказал Михаил Пиотровский на открытии выставки «Византия сквозь века», которая представляет искусство тысячелетнего государства, построенного на перекрестке времен, культур и цивилизаций.

Афродита с крестом | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

«Византия сквозь века» собрана из 23 музеев Греции. Как из самых знаменитых – Национального археологического музея и Византийского музея в Афинах, так и небольших музеев и крепостей. Эти произведения дополнены эрмитажными иконами и знаменитым византийским серебром.

«Не спрашивайте меня, какой предмет здесь главный», – такими словами отвечал на назойливые вопросы вернисажной публики Юрий Пятницкий, куратор проекта, хранитель византийского искусства в Эрмитаже. По его словам, Византия, или, как ее называли сами граждане, Ромейская империя, соединила в себе роскошь древних восточных культур, римскую логику и практичность, изысканность и тонкость эллинизма.

Искусство Византии обычно ассоциируют с иконами. Православие играло ведущую роль, но это не было религиозное государство. Византийские женщины украшали себя драгоценностями, мужчинам нравились банкеты и свобода нравов военных походов, придворные интриговали и соревновались в роскоши вилл, богатые украшали свои дома античными мозаиками и бюстами, императоры грешили и каялись, как и их простые подданные, верили в чародеев и магию, проводили языческие ритуалы для лечения импотенции среди чиновников.

Через полвека после Первого Собора в Никее, принявшего Символ Веры, создан мраморный алтарь, посвященный богине Кибеле – покровительнице городов и государства. Она изображена в головном уборе, напоминающем башню. К тому же времени относятся по-античному совершенные скульптурные портреты жрицы Исвардии, жреца (или императора Юлиана Отступника?), пожилого мужчины. Портрет Орфея с лирой в окружении зверей и птиц служил ножкой стола. Но в те времена Орфей был и аллегорией Христа, спасающего паству своим словом.

Аристократы украшали полы своих вилл мозаиками, «Персонификация Солнца» (на снимке внизу) и «Портрет Алкивиада» происходят из богатого дома в Спарте. «Персонификация Музы» облагораживала ранневизантийскую баню. Государство заботилось о гигиене и строило бани для граждан за бюджетные деньги.

На первый взгляд неожиданной выглядит серьга с куфической надписью «Аллах благослови Айшу», но надо вспомнить, что Крит Х века был центром ислама.

Две скульптуры I века – «Голова Афродиты» и «Портрет мальчика» подверглись христианизации. На лбу юноши вырезан тонкий крест, лицо античной красавицы (фото вверху) обезображено: религиозный фанатик выбил на нем крест грубым зубилом.

Варварству противостоят произведения византийских мастеров мозаики, развивших античные традиции в религиозном искусстве. Примеры тому – сияющая действительно «сквозь века» мозаичная икона «Богоматерь Эпискепсис» («Знамение») и фрагмент настенной мозаики «Апостол Андрей из Евхаристии», динамичное изображение святого в ракурсе, рассчитанное на восприятие мозаики «снизу вверх».

На Афоне в XII веке для одного Праздничного ряда были созданы краснофонные иконы «Преображение Господне» и «Воскресение Лазаря». Сейчас они хранятся, соответственно, в Эрмитаже и Византийском музее в Афинах, выставка дает уникальную возможность увидеть их вместе. В «Воскресении» художник отказывается от традиционных белых одежд Христа, используя белый цвет в складках одежды и на лице.

Еще одна рифма выставки – двусторонняя икона «Христос Пантократор / Иоанн Богослов» из Церковного музея города Митилена и «Христос Пантократор» из Эрмитажа. Оба шедевра созданы одним мастером, работавшим в 1360 – 1380-х годах.

Показ византийских сокровищ Эрмитажа – еще один повод вспомнить русских ученых и коллекционеров Петра Севастьянова, Никодима Кондакова и Николая Лихачева, которые стали основателями византийского собрания музея. Кондаков был первым хранителем византийского искусства в Эрмитаже.

Постскриптумом к выставке куратор Юрий Пятницкий решил взять картину Эль Греко «Апостол Петр» из Национальной художественной галереи в Афинах. Эль Греко называют последним византийским гуманистом, соединившим эллинистическое совершенство с византийской духовной красотой.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (5734) от 01.07.2016.


Комментарии