Аэростат у стен собора. Открылась выставка «Укрытый от врага, спасённый Ленинград»
В Памятном зале монумента Героическим защитникам Ленинграда открылась выставка (12+), она приурочена к 80‑летию победоносного завершения битвы за Ленинград — самой продолжительной в истории Великой Отечественной войны. Представлены более 130 предметов из собраний Музея истории Петербурга, КГИОП и ГМЗ «Павловск».
ФОТО АВТОРА
Проект выстроен на сочетании подлинных документов военного времени — фотографий и рисунков, как хорошо известных, так и не знакомых широкой публике, — и интересных артефактов из фонда архитектурных деталей Музея истории Петербурга, они экспонируются впервые. Как рассказал нашей газете Андрей Козлов, куратор выставки, скульптуры, барельефы, украшения решеток мостов изображают мифологические сюжеты разных эпох, формировавших город как произведение искусства, которое не только просвещает людей, но и обогащает жизненное пространство человека.
Первая глава выставки — фотографическая, там много хорошо известных имен блокадных фотографов: Борис Кудояров, Всеволод Тарасевич, Илья Наровлянский, Николай Янов, показаны также работы неизвестных фотографов. На снимках укрытие «Медного всадника», Александровской колонны и здания Смольного, работа альпинистов (среди них легендарная Ольга Фирсова) рядом с корабликом на шпиле Адмиралтейства, на кресте, венчающем Исаакиевский собор, на шпиле Петропавловского собора и на куполе Великокняжеской усыпальницы. Представлены и фотографии, сделанные летом 1945 года, когда реставраторы осторожно извлекали из земли коней Клодта и скульптурный портрет императрицы Анны Иоанновны. К редким снимкам относят фото неизвестного автора «Открытие дворцовой скульптуры, спрятанной в подвале Павловского дворца».
В графическом разделе главное место занимают 22 рисунка архитектора Якова Рубанчика, которые он сделал в 1944 году в Петергофе и Царском Селе, зафиксировав по горячим следам разрушения, причиненные фашистами. Этой же теме посвящены работы художников Александра Васильева и Леонида Хижинского. Мало известен рисунок архитектора Армена Барутчева «Извлечение из укрытия статуй Диоскуров у бывших Конногвардейских казарм». Во время блокады скульптуры, украшающие вход в «Манеж», были спрятаны под землю во дворе казарм.
Рисунки Бориса Ермолаева, Ивана Астапова и других художников показывают будни военной поры. На рисунке Игоря Чайко «Спасо-Преображенский собор» хорошо видно, что в небольшом церковном дворе помещался аэростат. Его использовали для воздушного заграждения.
Среди архитектурных деталей привлекает внимание посетителей большой печной изразец первой трети XIX века с изображением античного Марса. Он находился в снесенном в 1987‑м доме № 96 по Рыбацкому проспекту.
В 1980 году трудами Аллы Повелихиной, сотрудницы Музея истории Ленинграда, в его коллекцию поступили две парные чугунные декоративные скульптуры «Львы, стилизованные под сфинксов». Они находились во дворе дома № 50 по улице Чайковского до капитального ремонта этого здания.
Выставка работает по 9 декабря.
Читайте также:
В Музее политической истории России работает выставка «Герои «забытой» войны»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (7728) от 16.08.2024 под заголовком «Аэростат у стен собора».
Комментарии