Ад адский на бывшей Театральной

Как уже знают наши читатели, в Петербурге проходит фестиваль «Опера - всем». В субботу на улице Зодчего Росси бушевали итальянские страсти. Одна из самых красивых улиц мира, которая до 1923 года называлась Театральной, превратилась в театр под открытым небом. Давали «Риголетто» Верди.

Ад адский на бывшей Театральной | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Мы пришли за час до начала, чтобы занять места в импровизированном партере, устроенном на проезжей части. К этому времени «стоячие» места, расположенные на огороженных тротуарах, были заняты наполовину, но народу все прибывало. Кто-то принес с собой раскладные стульчики. Все терпеливо ждали, никто не роптал. Около 17.00 улица была заполнена людьми под завязку, стояли плечом к плечу, плотно, как в метро в час пик. Самые ловкие и смекалистые расположились в оконных проемах. Один молодой папа усадил дочь себе на плечи, да так и простоял с ней все два с половиной часа, пока длился спектакль.

Вместе со всеми оперу слушали две собачки. Хозяин (или хозяйка - было не видно) время от времени поднимал своего четвероногого друга над толпой, чтобы и он мог разглядеть происходящее на сцене. Второй собаке - йоркшир-терьеру, облаченному в комбинезончик на случай дождя, повезло больше: он вольготно расположился на коленях у хозяина, сидящего в партере. А о зрителях позаботились организаторы фестиваля. На каждом кресле в партере лежали пакеты с буклетами и загадочным шариком. Оказалось, что шарик открывается, а там - дождевик: сюрприз-сюрприз! Подарок был нелишним, если вспомнить, что представление «Руслана и Людмилы» в Петропавловской крепости, открывавшее 12 июля фестиваль, чуть было не сорвал проливной дождь. Начало представления даже пришлось задержать на час, и некоторые зрители тогда возмущенно покинули площадку.

Дождевики пригодились и в этот день. Когда за пульт встал дирижер Михаил Голиков и в исполнении международного симфонического оркестра «Таврический» зазвучала увертюра, припустил дождь - будто специально дожидался начала. Он становился все сильнее, и шуршание дождевиков вплелось в музыку Верди. Я оглянулась и увидела огромное количество людей, упакованных в целлофан разных цветов. Многие так и не снимали их до конца оперы. К тому же дул довольно сильный ветер. Но вот на сцену вышел Риголетто - Кирилл Жаровин, солист «Санкт-Петербург опера», и никто уже не думал о погоде - смотрели и слушали не отрываясь, как завороженные.

- Опера очень драматичная. Там такой сюжет - ад адский, - рассказывала своей подруге дама, сидящая сзади, перед началом спектакля.

Как сказал арт-директор фестиваля Виктор Высоцкий, выступавший перед началом представления, режиссер спектакля Василий Заржецкий приблизил оперу к современности. В самом деле - костюмы персонажей из нашего времени. Риголетто - высокий черноволосый красавец - выходит на сцену, облаченный в длинное кашемировое пальто цвета кэмел (оттенок верблюжьей шерсти, кто не в курсе), длинный шарф. Сборища в доме у герцога Мантуанского напоминают о сюжетах из современной светской хроники в глянцевых журналах. Длинноногие молодые девушки, одетые фривольно, как танцовщицы кабаре, вьются вокруг герцога и его приближенных, предлагая им сигареты, стаканы с виски (или, быть может, коньяком), развлекая танцами. Светские львицы расхаживают в декольтированных платьях из бархата и тафты с наброшенными на голые плечи горжетками. Придворные, которых блестяще сыграли певцы молодежного хора «СоГласие», были облачены в элегантные черные костюмы, дополненные яркими шарфиками. Хористы не только пели, но и танцевали.

Когда после спектакля публика делилась впечатлениями, оказалось, что к постановке у кого-то есть претензии. Но многие говорили, что постановка в данном случае не имеет абсолютно никакого значения, главное, что все певцы с блеском исполнили свои партии.

Очаровательная Джильда (Антонина Весенина, солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра) в небесно-голубом платье с длинными распущенными волосами покорила публику. Особенно трогательной была заключительная сцена - когда Джильда умирает на руках у безутешного отца Риголетто.

- Я даже прослезился, - смущенно признался сидевший передо мной парень своей девушке.

По предварительному подсчету, на «Риголетто» пришли восемь тысяч зрителей. Спектакль шел без антракта, примерно два с половиной часа. Но я не заметила, как прошло время. А вот те, кто теснился на узких тротуарах и слушал стоя, устали. Особенно пожилые люди, многие из которых специально приехали в центр города из «спальных» районов, а кто-то даже пожертвовал ради оперы дачей.

В самом конце улицы Зодчего Росси было плохо видно и слышно. Да, там установили большой экран, на который проецировалось происходящее на сцене, но и он был доступен не всем. Улица Зодчего Росси, несмотря на свою архитектурную гармонию и совершенство пропорций, оказалась неудачным - слишком узким и длинным - пространством для столь массового представления. Как бы то ни было, публика устроила артистам овацию, кричали «Браво».

Не успели затихнуть аплодисменты, как грянул джаз. А сквозь толпу расходящихся поклонников оперы энергично пробивался Давид Голощекин, спешащий на площадь Островского, где в минувшие выходные проходил фестиваль «Петроджаз». Когда я вышла на площадь, публика уже темпераментно отплясывала под нервные рваные ритмы.

Напомним, что меломаны смогут увидеть еще две оперы: 19 июля (в 19.00) на Елагином острове представят романтическую оперу Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок». Завершится фестиваль 22 июля в Царском Селе на парадном плацу Екатерининского дворца явлением Карменситы - знаменитой оперой Жоржа Бизе «Кармен».

#«Опера - всем» #«Риголетто» #Верди

Материалы рубрики

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.