А он, мятежный, просит бури...

В зале Прокофьева второй сцены Мариинского театра Валерий Гергиев рассказал журналистам о планах на новый сезон. В этот вечер давали оперу «Идиот» Мечислава Вайнберга, и маэстро предстояло встать за дирижерский пульт родного оркестра. Поэтому регламент встречи был ограничен - полтора часа, но длилась она, конечно, дольше.

 А он, мятежный, просит бури... | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Начал главный герой с самого, на его взгляд, важного события прошедшего сезона - проведения в летние месяцы первого Дальневосточного фестиваля в Приморском филиале Мариинского театра во Владивостоке. Главный театр страны привез в далекий город лучших артистов Мариинки и приглашенных звезд, показал петербургские постановки. В настоящее время Валерий Гергиев как художественный руководитель Приморской сцены Мариинского театра уделяет большое внимание своей работе во Владивостоке. Гастроли в регионах чуть не стали основной темой пресс-конференции: Валерий Гергиев много говорил о важности концертов в провинции, где, по его мнению, публика готова к восприятию любой музыки, современной и классической. Но журналисты при первой же возможности перешли к разговору о премьерах.

Их можно разделить на три части: исторически важные, любопытные и смелые. К первым относится первая балетная премьера сезона - «Каменный цветок» Сергея Прокофьева. Спектакль будет приурочен к 90-летию композитора. На основной сцене свою постановку возобновит легендарный хореограф Юрий Григорович. Среди оперных премьер историческую важность имеют, безусловно, премьеры опер «Сицилийская вечерня» Джузеппе Верди в постановке Арно Бернара и «Адриана Лекуврер» (1902) Франческо Чилеа с участием мировых знаменитостей. В один из дней юбилейного, XXV, фестиваля «Звезды белых ночей» главную партию исполнит несравненная Анна Нетребко.

В Концертном зале будет поставлена ранняя опера Родиона Щедрина «Не только любовь». Будут поставлены оперы, созданные как композиторами XX века, так и нашими современниками. Постановщиками станут молодые режиссеры из разных городов страны. В камерных залах Мариинского-2 солисты Академии молодых оперных певцов исполнят оперы: «История Кая и Герды» Сергея Баневича, его же «Храбрый заяц», «Ожидание» Микаэла Таривердиева, «Письма Ван Гога» и «Дневник Анны Франк» Григория Фрида, «Записки сумасшедшего» Юрия Буцко, «Молодожены» Григория Корчмара и «Зинаида» Леонида Клиничева. Юным зрителям будут представлены оперы: «Репка» Рустама Сагдиева, «Ухти-Тухти» Георгия Портнова, «Про глупого мышонка» Дмитрия Шостаковича, «Мойдодыр» Юрия Левитина, «Маленький принц» и «Терем-теремок» Леонида Клиничева, «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова, «Маленький трубочист» Бенджамина Бриттена, «Жемчужина Адальмины» Грайра Ханеданьяна, «Сокровища волшебного колодца» Светланы Нестеровой и «Мальчик-великан» Тихона Хренникова.

Кроме того, в течение года прозвучат редко исполняемые оперы Вениамина Флейшмана, Умберто Джордано, Кирилла Молчанова, Эдуарда Направника и Эдуарда Лало. В концертном исполнении зрители услышат мировую премьеру оперы «Горе от ума» Бориса Грабовского.

Главное, чтобы количество не отразилось на качестве, и тогда нынешний сезон станет для меломанов нескончаемым праздником музыкальных открытий и небанальных идей. Валерий Гергиев из тех руководителей, которые развивают в стенах своих театров именно режиссерскую оперу. Он говорил о том, что гордится сотрудничеством с ведущими мировыми постановщиками, среди которых звезда оперной режиссуры Дмитрий Черняков. Гергиев хочет находить новых режиссеров, привлекать уже известных. Его не пугает смелое прочтение оперных произведений, скорее, напротив: он не допустит превращения Мариинского театра в непотопляемый корабль традиционализма, мирно покачивающийся на волнах новейшего времени.

Он, мятежный, просит бури. Поэтому решился пригласить двух режиссеров, известных своими смелыми, порой радикальными, постановками. Бывший главный режиссер Новой сцены Александринского театра Марат Гацалов, который постоянно находится в поисках новых форм театрального искусства, поставит на сцене Мариинского-2 оперу «Саломея» Рихарда Штрауса. А хореограф Владимир Варнава готовит постановку балета «Ярославна» Бориса Тищенко.

Что касается абонементов, то в сезоне-2016/17 их будет восемьдесят, причем для самых разных слушателей.

Завершилась встреча разговором о восстановлении Музея-квартиры Михаила Лермонтова на Садовой ул., 61 («Средства мы найдем вместе с городом, через несколько месяцев начнется процесс оформления документов», - сказал маэстро), и наболевшим вопросом о реконструкции исторического здания Мариинского театра. «Исторический театр не превратится в новодел, и я сделаю все возможное для этого», - пообещал Валерий Гергиев, попрощался с присутствующими и ушел давать старт новому сезону.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (5801) от 04.10.2016.


Комментарии