Новый фильм Бортко. А если это любовь?

В прокат вышел новый фильм известного режиссера Владимира Бортко. Мэтр дал ему короткое, но весьма выразительное название - «О любви». Тем самым подтолкнув будущих зрителей ко вполне внятному кругу ассоциаций - от одноименной и давней картины Михаила Богина до соответствующей новеллы Чехова. Хотя сам Владимир Владимирович настаивает на том, что его картина - модернизированный вариант известного произведения Льва Николаевича Толстого, и называется оно «Анна Каренина».

Новый фильм Бортко. А если это любовь? |

Не будем спорить с режиссером, который в отношениях с литературой посредством экрана имеет несомненные заслуги и авторитет, ибо отомкнуть с помощью кино- и телеискусства двери в кладовые загадок текстов Гоголя, Булгакова и Достоевского дано не каждому. На сей раз Владимир Бортко вернулся на стезю современного сюжета, представляющего те отношения между мужчинами и женщинами, которые уже много веков в искусстве и жизни именуют любовью.

Фабула картины Бортко в вербальном изложении выглядит узнаваемо и впечатляюще обыденно. Дано: красавица-студентка Нина (Анна Чиповская), ее муж Александр (Алексей Чадов), по совместительству светило современной китаистики и вузовский педагог Нины, и банкир среднего возраста по имени Сергей (Дмитрий Певцов). Однако геометрически-чувственная конфигурация отношений в картине усложняется до прямоугольника, ибо есть еще жена банкира Тамара (Мария Миронова). Вопрос: кто кого любит и в чем выражается это самое чувство?

Ответ вроде бы и должен дать зрителям фильм. Но очевидное ощущение после его просмотра в зрительском сознании только одно: режиссер обожает Петербург. Он постоянно любуется «раскатом берегов и улиц» с высоты полета видеодрона. Жителям северной столицы это приятно, еще приятнее узнавать знаковые места и пытаться разгадать загадочную молчаливость главной героини, которая никак не может решиться на то, чтобы вступить в любовную связь с тем самым банкиром. Хотя у Нины с мужем гирей висит на шее просроченная выплата процентов по ипотечному кредиту в том банке, которым рулит герой Дмитрия Певцова. Такой нынче финансовый аспект любви.

Не думаю, что Владимир Бортко, который более дюжины лет вынашивал замысел этой картины, не понимал, в какой круг ассоциаций, сравнений и параллелей он подтолкнет опытных зрителей. С ходу приходят на память самые разные, но памятные фильмы - от «Осеннего марафона» до «Ты у меня одна». А сама коллизия выбора «деньги или любовь» и вовсе расширяет круг воспоминаний до фильма Эндрю Лайна «Непристойное предложение» (1993), где сходную историю мучительного выбора разыгрывали Роберт Рэдфорд, Дэми Мур и Вуди Харрельсон. Как следует из нынешнего фильма «О любви», вопрос о денежной подоплеке в отношениях между мужчинами и женщинами за четверть века мало изменился.

Я был бы готов поверить, что вспыхнувшее между героями роковое влечение преодолевает все сомнительные обстоятельства их знакомства и случайного сближения. И режиссер вроде бы корректно иллюстрирует это сближение эпизодами любовных свиданий Нины и Сергея (а перед этим мы видим эпизод супружеской любви с участием той же героини и ее мужа). Но ведь эротика на экране важна не сама по себе, важно то, что происходит с людьми до, во время и после. Однако акты любви, увиденные в фильме «О любви», никак не меняют выражения лица ни Нины, ни ее нового возлюбленного. А потому дальнейшие выяснения их отношений со спутниками(цами) прежней жизни выглядят как традиционная дань мелодраматическим приемам выжимания слез и вздохов из зрителей, не более того.

Героиня Анны Чиповской хоть и мечется, но как-то так, что ее не жалко. Да и можно ли пожалеть студентку, исправившую кредитную историю своей молодой семьи благодаря «любви» с банкиром, получившей от него просторную квартиру с видом на Неву, а затем и турагентство в подарок. Режиссеру, конечно, виднее, кого утверждать на роль неоднозначной героини. Но, глядя на Анну Чиповскую, восходящую звезду нынешних экранных искусств, никак невозможно понять и особенно почувствовать, что творится у нее в душе. Если ее пустой взгляд входил в авторский замысел, тогда режиссеру можно аплодировать за точность выбора актрисы. И молодая стройность ее обнаженной фигуры, фиксируемая камерой, здесь ни при чем. «Мое тело, что хочу, то с ним и делаю», - звучит ближе к финалу откровенное признание из уст Нины. Может быть, это какая-то новая, изощренная форма любви, когда приятное и романтичное возбуждение сочетается с циничным и прагматичным отношением к выгодам, получаемым в результате?

Финал фильма вполне благополучен. Никто под поезд не бросился. Нина живет с Сергеем и воспитывает ребенка. Сергей периодически навещает свою предыдущую жену и сына. Александр сошелся с подругой Нины. Однажды он даже вступает в связь с Ниной, своей прежней женой. Круг замкнулся. Все счастливы?

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?