А чайка летит
Сегодня в театре «Балтийский дом» состоится вечер памяти ленинградского режиссера Геннадия Опоркова. Так в театре, некогда носившем имя Ленинского комсомола, отметят 80-й день рождения человека, который возглавлял этот коллектив в течение 12 лет.

ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»
После окончания класса режиссуры у А. А. Музиля в ЛГИТМиКе ленинградец Геннадий Опорков отправился вместе с группой единомышленников в неблизкий Красноярск, где с ноля создал местный ТЮЗ. Затем вернулся обратно и в Театре имени Ленсовета ставил спектакли, острые по форме и заставляющие публику размышлять. В 35 лет Опорков принял еще один вызов: его назначили главным режиссером ленинградского «Ленкома» и поставили задачу – вернуть молодого зрителя в театр.
И он эту задачу решил. Сам помню, как в школьные и студенческие годы мы ходили и на «Трех мушкетеров», и на «Лошадь Пржевальского». Зал был полон, и зрители радовались, узнавая в героях себя и разделяя с ними романтическое отношение к любым ситуациям – будь то поиски подвесок королевы или работа в стройотряде.
Опоркову было нелегко осваивать громадное сценическое пространство вверенного ему театра. Но он упорно пытался разглядеть на его сцене человека, своего современника со всеми его проблемами, думами и эмоциями. Такими были его лучшие спектакли 1970-х – «С любимыми не расставайтесь», «Жаворонок», «Деньги для Марии», «Утиная охота». Геннадия Михайловича постоянно влекло в сторону камерного, доверительного общения с публикой, а ему приходилось ставить «полотна» о войне и героизме рабочего класса. Он справлялся и с этими вызовами, завоевывая награды на соответствующих конкурсах. А рядом были его друзья и коллеги, те, кто вместе с ним держал марку театра: Лариса Малеванная, Сергей Шуб, Роман Громадский, Эра Зиганшина, Вадим Яковлев, Наталья Попова и другие яркие личности, которыми тогда и ныне гордились и гордятся люди театра в городе на Неве.
Сегодня в их трудах и ролях продолжаются лучшие традиции режиссера Геннадия Опоркова. Однажды, будто предчувствуя собственный уход, Геннадий Михайлович собрал многих из них вместе в новой редакции чеховской «Чайки», которую он поставил на Малой сцене. Это была исповедь-завещание о невозможности вырваться за привычный круг сценических условностей. В своем спектакле режиссер расположил любимых актеров рядом со зрителями, пытаясь преодолеть эти театральные условности, как будто он – молодой Костя Треплев.
Та самая «Чайка» образца 1982 года драматически завершила отношения режиссера и его театра, навсегда оставшись символом души Геннадия Михайловича. Ее белый силуэт, выточенный на могильном камне, словно охраняет место его последнего упокоения, напоминая об одном из самых совестливых и талантливых творческих людей поколения шестидесятников. Он трагически рано покинул этот мир, но успел оставить о себе добрую и долгую память.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (5623) от 18.01.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии