А чайка летит

Сегодня в театре «Балтийский дом» состоится вечер памяти ленинградского режиссера Геннадия Опоркова. Так в театре, некогда носившем имя Ленинского комсомола, отметят 80-й день рождения человека, который возглавлял этот коллектив в течение 12 лет.

А чайка летит | ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

После окончания класса режиссуры у А. А. Музиля в ЛГИТМиКе ленинградец Геннадий Опорков отправился вместе с группой единомышленников в неблизкий Красноярск, где с ноля создал местный ТЮЗ. Затем вернулся обратно и в Театре имени Ленсовета ставил спектакли, острые по форме и заставляющие публику размышлять. В 35 лет Опорков принял еще один вызов: его назначили главным режиссером ленинградского «Ленкома» и поставили задачу – вернуть молодого зрителя в театр.

И он эту задачу решил. Сам помню, как в школьные и студенческие годы мы ходили и на «Трех мушкетеров», и на «Лошадь Пржевальского». Зал был полон, и зрители радовались, узнавая в героях себя и разделяя с ними романтическое отношение к любым ситуациям – будь то поиски подвесок королевы или работа в стройотряде.

Опоркову было нелегко осваивать громадное сценическое пространство вверенного ему театра. Но он упорно пытался разглядеть на его сцене человека, своего современника со всеми его проблемами, думами и эмоциями. Такими были его лучшие спектакли 1970-х – «С любимыми не расставайтесь», «Жаворонок», «Деньги для Марии», «Утиная охота». Геннадия Михайловича постоянно влекло в сторону камерного, доверительного общения с публикой, а ему приходилось ставить «полотна» о войне и героизме рабочего класса. Он справлялся и с этими вызовами, завоевывая награды на соответствующих конкурсах. А рядом были его друзья и коллеги, те, кто вместе с ним держал марку театра: Лариса Малеванная, Сергей Шуб, Роман Громадский, Эра Зиганшина, Вадим Яковлев, Наталья Попова и другие яркие личности, которыми тогда и ныне гордились и гордятся люди театра в городе на Неве.

Сегодня в их трудах и ролях продолжаются лучшие традиции режиссера Геннадия Опоркова. Однажды, будто предчувствуя собственный уход, Геннадий Михайлович собрал многих из них вместе в новой редакции чеховской «Чайки», которую он поставил на Малой сцене. Это была исповедь-завещание о невозможности вырваться за привычный круг сценических условностей. В своем спектакле режиссер расположил любимых актеров рядом со зрителями, пытаясь преодолеть эти театральные условности, как будто он – молодой Костя Треплев.

Та самая «Чайка» образца 1982 года драматически завершила отношения режиссера и его театра, навсегда оставшись символом души Геннадия Михайловича. Ее белый силуэт, выточенный на могильном камне, словно охраняет место его последнего упокоения, напоминая об одном из самых совестливых и талантливых творческих людей поколения шестидесятников. Он трагически рано покинул этот мир, но успел оставить о себе добрую и долгую память.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (5623) от 18.01.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...