2Vtzqv4Hz9U

А чайка летит

Сегодня в театре «Балтийский дом» состоится вечер памяти ленинградского режиссера Геннадия Опоркова. Так в театре, некогда носившем имя Ленинского комсомола, отметят 80-й день рождения человека, который возглавлял этот коллектив в течение 12 лет.

А чайка летит | ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

После окончания класса режиссуры у А. А. Музиля в ЛГИТМиКе ленинградец Геннадий Опорков отправился вместе с группой единомышленников в неблизкий Красноярск, где с ноля создал местный ТЮЗ. Затем вернулся обратно и в Театре имени Ленсовета ставил спектакли, острые по форме и заставляющие публику размышлять. В 35 лет Опорков принял еще один вызов: его назначили главным режиссером ленинградского «Ленкома» и поставили задачу – вернуть молодого зрителя в театр.

И он эту задачу решил. Сам помню, как в школьные и студенческие годы мы ходили и на «Трех мушкетеров», и на «Лошадь Пржевальского». Зал был полон, и зрители радовались, узнавая в героях себя и разделяя с ними романтическое отношение к любым ситуациям – будь то поиски подвесок королевы или работа в стройотряде.

Опоркову было нелегко осваивать громадное сценическое пространство вверенного ему театра. Но он упорно пытался разглядеть на его сцене человека, своего современника со всеми его проблемами, думами и эмоциями. Такими были его лучшие спектакли 1970-х – «С любимыми не расставайтесь», «Жаворонок», «Деньги для Марии», «Утиная охота». Геннадия Михайловича постоянно влекло в сторону камерного, доверительного общения с публикой, а ему приходилось ставить «полотна» о войне и героизме рабочего класса. Он справлялся и с этими вызовами, завоевывая награды на соответствующих конкурсах. А рядом были его друзья и коллеги, те, кто вместе с ним держал марку театра: Лариса Малеванная, Сергей Шуб, Роман Громадский, Эра Зиганшина, Вадим Яковлев, Наталья Попова и другие яркие личности, которыми тогда и ныне гордились и гордятся люди театра в городе на Неве.

Сегодня в их трудах и ролях продолжаются лучшие традиции режиссера Геннадия Опоркова. Однажды, будто предчувствуя собственный уход, Геннадий Михайлович собрал многих из них вместе в новой редакции чеховской «Чайки», которую он поставил на Малой сцене. Это была исповедь-завещание о невозможности вырваться за привычный круг сценических условностей. В своем спектакле режиссер расположил любимых актеров рядом со зрителями, пытаясь преодолеть эти театральные условности, как будто он – молодой Костя Треплев.

Та самая «Чайка» образца 1982 года драматически завершила отношения режиссера и его театра, навсегда оставшись символом души Геннадия Михайловича. Ее белый силуэт, выточенный на могильном камне, словно охраняет место его последнего упокоения, напоминая об одном из самых совестливых и талантливых творческих людей поколения шестидесятников. Он трагически рано покинул этот мир, но успел оставить о себе добрую и долгую память.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (5623) от 18.01.2016.


Комментарии