«Жизнь интереснее игры»

Вне сцены и экрана он мне всегда казался по контрасту с бесшабашным Сильвой или пылким Д’Артаньяном немного слишком «застегнутым на все пуговицы». Этаким человеком в элегантном черном футляре, где за полями шляпы и дымкой прохладно поблескивающих очков надежно прячется от глаз праздной толпы обжигающее пламя. Которое нежно греет, когда он полупоет-полушепчет «ланфрэн-ланфра», и разгорается костром в сценах драк или безумных поцелуев. Он очень вежливо извинился, когда во время разговора ему позвонил режиссер с вопросом, какой высоты делать каблуки на ботфортах, чтобы было легче фехтовать.

«Жизнь интереснее игры»  |

— Михаил Сергеевич, судя по тому, как трудно вас застать дома, вы остаетесь человеком сверхвостребованным. Чем вы сейчас заняты?

— Прежде всего я пришел к выводу, что любой вид творчества мне сегодня менее важен и интересен, чем сама жизнь. Закаты и рассветы, ярость и любовь, воздух и запахи леса, ощущение того, что ты живой, — вот оно, настоящее. Без этого обойтись нельзя, а без ролей — легко.

— Ну, значит, роли сами вас находят. Вы ведь сейчас не в простое?

— В последнее время я был занят в предвыборной кампании партии «Единая Россия», а скоро начну сниматься в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба», где я играю одного из атаманов Запорожской Сечи Мосия Шило, который в конце вместе со всеми геройски погибает. Тараса играет Богдан Ступка, и уже начались натурные съемки в Каменец-Подольске. Это мой любимый роман Гоголя, и я с трудом представляю себе его кинематографический эквивалент. Но бесконечно доверяю Владимиру Бортко, которому уже не раз блестяще удавалось экранизировать классику. Я имею в виду и «Собачье сердце», и «Мастера и Маргариту», и «Идиота», где мне тоже довелось сниматься. В новом фильме не только придется много скакать на лошади, но и серьезно драться, а тут я уже не очень в себе уверен. Кроме того, мы много говорили о музыке к фильму с композитором Игорем Корнелюком: у меня есть на этот счет свои соображения.

— Вы часто стараетесь гнуть свою линию в процессе съемок?

— Скорее, наоборот, мне нравятся режиссеры-«диктаторы», если это настоящие профессионалы и точно знают, чего хотят от актера. Бортко как раз такой режиссер. Но я все же позволил себе вопрос: «А у нас в фильме казаки поют?», — чем поставил мастера в тупик. В самом деле, кто на свете поет лучше казаков? Теперь, думаю, такая сцена в картине будет. У меня полно знакомых, которые знают старинные казачьи песни, и я вообще уверен, что музыкальная стихия фильма — это половина его успеха. А картина «Александр Невский» стала культовой на 90 процентов благодаря музыке Прокофьева.

— Как вы готовитесь к новой роли?

— Читаю про обычаи и привычки запорожцев: как садились на лошадь, каким оружием воевали. Роль интересная, хоть и второстепенная: порубал шашкой за православие, за братство, за казачество — и помер... В это же время буду сниматься у Юнгвальд-Хилькевича в фильме, который называется «Возвращение мушкетеров».

— Снова будете играть Д’Артаньяна?

— Скорее, его тень: кино снимается по оригинальному сценарию — Дюма тут уже ни при чем. Главные действующие лица — дети мушкетеров, столь же склонные к благородным авантюрам, как и их погибшие отцы. Поэтому королева Франции, которая вновь попадает в беду, может теперь рассчитывать только на юных потомков своих верных слуг. Мушкетеры наблюдают с того света за их приключениями и в решающий момент просят у Господа на один день сделать их телесными, чтобы помочь детям. Разумеется, в финале добро торжествует.

— А кто сыграет в этом сиквеле вашего (то бишь Д’Артаньяна) потомка?

— На роль моей дочери, которую воспитали как мальчика, — бесстрашной и владеющей шпагой не хуже отца, утверждена Анастасия Заворотнюк. А вообще там соберется вся наша блестящая компания, включая Алису Бруновну Фрейндлих в роли королевы. Я долго не соглашался на такую версию продолжения любимого народом фильма. Даже придумал свой вариант ухода моего героя из жизни. Обращался сначала к Юрию Ряшенцеву, потом к Григорию Горину — и мы договорились, но он этот сценарий написать так и не успел. В итоге моя верность старой мушкетерской дружбе победила, и я ради воссоединения нашей компании согласился сниматься. И решающим аргументом стало то обстоятельство, что музыку к фильму будет писать Максим Дунаевский. Пока не знаю, что из этого получится, хотя полагаю, что два раза в одну воду войти в принципе невозможно.

— Ну, может, эта вода будет другой, но не хуже первой...

— Если даже и не так, трагедии в этом не вижу. Мне, повторяю, куда интереснее сама жизнь, которая безумно быстротечна, и до ста лет перебирать роли я не собираюсь — все не переиграешь. Слава богу, что есть «Тарас Бульба»: в фильме по Гоголю и «кушать подано» сказать не стыдно.

— А что вы думаете о современном российском кино?

— Из последних меня затронул, пожалуй, только фильм Павла Лунгина «Остров": есть о чем подумать и поспорить. Хотя с религией у них там не все в порядке. Все остальное — какие-то компьютерные игры для взрослых, ожившие комиксы, а вовсе не способ духовного общения. То же самое на телевидении. Тьма проектов — за стеклом, под стеклом, за унитазом. Лишь бы привлечь внимание, поймать публику, причем ловят на «опарыша». Хорошая рыба клюет на такую приманку, которую достать сложно. А на опарыша ловится что попало. Развлекают по всем каналам до посинения.

— А в театр как зритель ходите?

— Огромное впечатление получил в Театре Ленсовета от спектакля с Алисой Бруновной «Оскар и Розовая Дама». Вот уровень, ради которого стоит идти в театр и вообще заниматься этим делом. Настоящие спектакли и фильмы — это же штучная продукция. И Пушкин у нас один. А сегодня каждый второй — поэт и каждый третий — писатель. И все пишут мемуары.

— Вы себя на этом поприще не видите? Ведь есть же что вспомнить.

— Мне предлагали раз тридцать, но я всегда отказывался. Книжку «Династия Боярских» написала моя сестра и вполне по праву (она профессиональный переводчик и театровед) поделилась своими впечатлениями о нашей большой актерской семье. Получилось интересно, живо и трогательно.

— Что еще вы читаете?

— У меня довольно хаотичный набор философских книг, от Ницше до Заратустры, и тут же литература о христианстве... Меня кидает в такие дебри, где я себя ощущаю полным неучем. Если бы мне было восемнадцать, точно пошел бы в Духовную семинарию. На мой взгляд, смысл именно там. Но теперь приходится как-то самому разбираться. Я начал с «Дневников» Льва Толстого и его «Четвероевангелия». Так меня батюшка чуть по голове не стукнул: «Что ж ты не с того начал?». Тогда взялся за Иоанна Кронштадтского. Так что нахожусь в поиске.

— А из новой литературы что-нибудь греет?

— С удовольствием прочитал недавно роман прозаика и режиссера Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

— Чем еще душа утешается?

— Очень люблю отвлекаться на спорт. Я по-прежнему верен «Зениту», хожу в баню, болею с друзьями на стадионе, частенько и сам мячик гоняю... Наверное, должна быть у человека какая-то страсть, которая не дает думать ни о чем, кроме этой самой страсти. У одного это скрипка, другой творит с утра до ночи кулинарные шедевры. И это не отпускает его ни на минуту, не давая отвлекаться на жизнь. Завидую таким людям, но я другой, и поэтому отвлекаюсь. В профессии что сделано — то сделано. В музыке — все лучшее спето. И, увы, нет больше такого композитора, как Виктор Резников. Большинство близких людей и кумиров, на которых я молился, уже «по ту сторону». Еще секунда — и не будет нас. Стало быть, надо спешить жить и делать что-то полезное.

— И как вы на практике реализуете свое новое отношение к жизни?

— Помимо попыток постичь ее смысл у меня сейчас много общественных обязанностей. Я работаю в созданном недавно Общественном совете при Министерстве обороны России. Там у каждого свой сектор ответственности. Я, конечно, отвечаю за культурные проекты и надеюсь оказаться в этом деле состоятельным.

— Однажды вы сказали, что у политиков не может быть друзей, но отношение к вам нашего президента, кажется, опровергает это утверждение. Вы были доверенным лицом Путина на президентских выборах и теперь поддерживаете «Единую Россию», созданную по инициативе президента ...

— Было бы нескромно величать себя другом президента России, но я безгранично уважаю Владимира Владимировича и буду страшно переживать, когда он покинет свой пост. Я видел наших глав государства, начиная со Сталина, чьи похороны помню, и кончая нынешним президентом. И за все эти годы я впервые ясно понимаю, зачем существует президент, о чем он говорит и куда ведет страну. На него можно положиться, и при нем мы стали гордиться тем, что мы из России. Еще недавно все было по-другому — мы были интеллектуальными, но очень бедными и закомплексованными. Теперь намечается другой крен — в накопительство. Путин пытается выровнять этот баланс. Он за то, чтобы мы не были богачами или нищими, но жили достойно, в достатке. Те же ценности заложены в программе «Единой России». Но я верю не столько программам, сколько личностям, которые служат гарантом их исполнения. Программы во многом обманчиво похожи: все ратуют за абстрактную справедливость и благоденствие. Но я, например, никогда не буду голосовать за коммунистов, потому что они убили моего деда, и пепел Клааса стучит в мое сердце.

— Вас не смущает, что вы будете голосовать за партию власти?

— Меня очень устраивает партия власти. Власть имеет реальные полномочия, для того чтобы честно исполнить обещанное. По мне, чем крепче власть, тем легче существовать стране. Избыток свободы, или безвластие, приводит общество к наркомании, проституции, суицидам. Мне нравится свобода разумная, которая подчинена общей идее. Я вообще по сути своей придворный человек: хочу служить царю, отечеству и положить живот за Родину.

— Судя по звонкам, которые то и дело прерывают нашу разговор, ваша дочь Лиза стремительно догоняет папу в популярности...

— Думаю, что уже давно догнала: теперь ей, а не мне без конца звонят с предложениями сниматься режиссеры и продюсеры, просят об интервью и фотосессиях редакторы глянцевых изданий. Лиза — страстный человек. Она работает 24 часа в сутки и в театре, и в кино, поражая нас с Ларисой удивительной для ее лет проницательностью во всем, что касается профессии. Она умеет отказываться от лишнего, умеет выбирать. И все время учится: то у нее танец, то станок, то оркестр — накапливает и накапливает мастерство. Не знаю, откуда у нее столько сил.

— Что из того, что она успела сделать, вы цените особенно высоко?

— Пожалуй, все-таки театральные работы: «Король Лир» и спектакль по Гроссману «Жизнь и судьба». Снимается она много, но мне не стыдно за результат. Например, в фильме «Первый после Бога» ей дали маленький эпизод, но у нее он вырос в настоящую роль.

— Она так молода и уже так востребованна... Не боитесь, что она «зазвездит»?

— С Лизой этого не произойдет никогда, а то, что востребованна — слава богу. Молодым человек бывает лет 5 — 7, и если не использовать эти годы, будешь играть потом какую-нибудь старуху Изергиль. Лучше сделать массу ошибок в молодости, чем ее вообще пропустить.

— А сын продолжает заниматься музыкой?

— Сережа, несмотря на то что музыку не оставил, человек не актерского менталитета. Он несколько скептически относится ко всем проявлениям комедиантства и очень трезво смотрит на жизнь. Не рвется в шоу-бизнес, но пишет пластинки такие, какие сам хочет. Это явный «неформат» и, возможно, никому и никогда не будет нужно. Но там есть определенный вкус и позиция. Это меня вполне устраивает, и я не стыжусь признаться, что многому учусь у своих детей.

— Ну а сами вы намерены еще что-нибудь записать?

— Я не пишу ни музыку, ни стихи, а то, что мне присылают со словами: «Это как раз для вас, Михаил Серегеевич!», — просто чудовищно. Очень одаренный был человек Валерий Скрипников, я записал его пластинку «Рассказ подвыпившего бомбардира», но его тоже нет в живых. Там была настоящая душа. А сегодня душой никого не завлечешь, потому что все понимают, что рейтинг находится совсем в другом месте. Все шутят, шутят, шутят — я от этого устал. И мне почему-то совсем не смешно. Вероятно, «Смехопанорама» или Comedy Club непостижимы для того, кто вырос на юморе Джерома К. Джерома или Чехова.

— Мы беседуем в канун женского дня 8 Марта. Он для вас что-то значит?

— Для меня самое трудное не забыть поздравить всех. А мои девочки к этой дате равнодушны. Так же, как и к 23 февраля, хотя я все время им намекаю, что я — рядовой запаса. Никаких эмоций по этому поводу. А по большому счету для меня 8 Марта — это лишний повод подумать о том, что самое прекрасное в жизни — это женщины. Бог с ним, с искусством, — заниматься нужно женщинами! Восхищаться ими, делать им подарки, искать встреч с ними, получать отказ, но все-таки добиваться... Этим божественным созданиям принадлежит моя жизнь до последнего стука сердца.

— Жена Лариса поддерживает эти настроения?

— Не знаю, не спрашивал. Я никогда не давал ей серьезных поводов для ревности. Нельзя же ревновать к мимолетному видению женщины, которая проплывает по Мойке на речном трамвайчике, а ты стоишь на берегу и смотришь, как это чудо куда-то исчезает в дымке Невы...

Подготовила Татьяна КИРИЛЛОВА.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (3833) от 7.03.2007. 2001 года.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.