За словом на выставку

Если бы я сейчас работала учителем, обязательно повела бы своих учеников на экскурсию в РНБ, чтобы они увидели новую выставку, приуроченную к Международному дню родного языка. Называется выставка «За словом в карман: выставка словарей и о словарях» и открыта будет до 20 марта. Так что время еще есть, а увидеть ее всем любящим родной язык надо.

  За словом на выставку | Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Невероятные сокровища представлены на обозрение в зале Корфа старого здания библиотеки. Одна только «Российская Грамматика» М. В. Ломоносова 1755 года издания чего стоит. А рядом «Материалы для словаря древнерусского языка...» И. И. Срезневского и тоже, разумеется, в первом, 1893 года, издании. И «Словарь Академии Российской», включающий 43 357 слов - для 1783 года объем словника невероятный.

Мир словарей представлен широко и разнообразно. Каждому типу словарей отдана специальная витрина. Словари толковые, и этимологические, и семонимические (синонимов, антонимов, паронимов), и орфографические, и поэтические, и сниженной лексики, и языка писателей; словари трудностей и топонимические, диалектные и иностранных слов... Чего здесь только нет!

Совершенно невероятный по концентрации заряд информации и идей подан изобретательно и талантливо. Это я оценила, когда на следующий после открытия день пришла, чтобы спокойно, без толпы и шума все разглядеть. Ведь выставка - это только надводная часть айсберга, видимый результат огромного невидимого посетителям труда замечательных библиографов, исследователей книги.

Это ведь кто-то из них догадался положить рядом со словарем В. И. Даля книгу В. Д. Бандалетова «В. И. Даль и тайные языки в России», а неподалеку от ломоносовской грамматики - труд А. В. Пруссанова «Описание азбуковников, хранящихся в рукописном отделении Императорской Публичной Библиотеки», опубликованный в Петрограде 1915 года. Даты издания очень важны: они дают представление о нашей истории, об отношении к культуре, заставляют думать о происходящем с языком и с нами сегодня. В витрине, посвященной словарям трудностей, выразительный монтаж: «Словарь непонятных для крестьян слов», изданный в 1929 году; справочник «Употребление буквы Ё» - вдумайтесь! - 1945 года; словари сокращений, несклоняемых слов, произношения и ударений - проблемы наших дней.

Иронический взгляд на речевые проблемы наших дней в витрине, посвященной словарю Эллочки-людоедки. Понятно, что в центре фрагмент словаря героини Ильфа и Петрова. Рядом - «Частотный словарь современного русского языка» 2015 года, современный «Словарь русского речевого этикета», том из последнего издания «Большого академического словаря русского языка» - и в качестве изящного бантика «Любовный лексикон» Ф. Ж. Дре дю Ралье, переведенный с французского А. В Храповицким (между прочим - личным секретарем императрицы Екатерины II) и изданный в Санкт-Петербурге в 1768 году.

Потом, когда выставка закроется, надо будет все это заказать, чтобы вот так рядышком на стол положить, почитать и подумать. И таких идей, требующих чтения и размышлений, создатели выставки подбросили ее посетителям немало. Наверное, очень интересно и полезно поработать с контрастивным (сопоставительный. - Прим. ред.) словарем Тютчева и Фета, изданным в Курске в 2005 году. Признаюсь, даже не подозревала о существовании такого типа словарей. Как неожиданным для меня оказался «Диалектный словарь личности» В. П. и О. В. Тимофеевых, включающий около 11 600 слов и изданный в Шадринске. Всех открытий, которые может сделать для себя на этой выставке любящий книги человек, в газетной колонке не перечислить.

И все-таки после второго, медленного и спокойного, посещения выставки к восхищению прибавилось иное чувство - то ли недоумение, то ли грусть. Дело не в том, что каких-то знаменитых, важных, нужных и т. д. словарей, которые стоило бы показать, на выставке нет: невозможно объять необъятное. И не в том, что выходные данные книг и их шифры, необходимые для последующего заказа, напечатаны так мелко, что практически не читаются. В конце концов и это решаемо - одна предусмотрительная читательница двигалась от витрины к витрине с лупой.

Но когда я увидела на величественной стене, уставленной старинными томами «Русского богатства», карикатурные мордашки с приделанными к ним разноцветными воздушными шариками, а на шариках современные сленговые слова: шерить (делиться), хайпово (модно), рофлить (хохотать)... Понимаю, что это веселая метафора сегодняшней речевой ситуации, способ представить слова-однодневки, показать их недолговечность, заодно внести «оживляж» в серьезную атмосферу выставки. Если бы этот и ему подобные «приколы» я увидела не в Корфовском зале старого здания Государственной (а до этого Императорской) Публичной библиотеки, не в этих стенах, хранящих память, историю, культуру, а в какой-нибудь из массовых библиотек, пусть даже в новом здании РНБ на Московском проспекте, честное слово, улыбнулась бы и пошла дальше. Возможно, я чего-то не понимаю. Возраст, знаете ли...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5899) от 02.03.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?