Во власти неизвестного друга

Актриса Ксения Раппопорт и пианистка Полина Осетинская выступили с программой «Неизвестный друг» в Малом зале Филармонии.

  Во власти неизвестного друга | ФОТО предоставлено Фондом поддержки музыкального образования

ФОТО предоставлено Фондом поддержки музыкального образования

Полина и Ксения дали красивый ауфтакт (дирижерский взмах перед началом звучания. - Прим. ред.) к Международному скрипичному фестивалю, события которого, по заведенной традиции, будут длиться весь сезон. Его первая сильная доля прозвучит 8 ноября, когда в Большом зале Филармонии выступит Максим Венгеров. Всемирно известный скрипач представит свежеиспеченных лауреатов знаменитого конкурса скрипачей им. Г. Венявского, который накануне завершится в Познани.

На вечере актрисы и пианистки скрипка не играла, хотя при желании легко можно было вообразить как ее звучание сопровождает путешествия экзальтированной героини бунинского рассказа «Неизвестный друг». Полина Осетинская и Ксения Раппопорт стали двумя половинами единого образа - музыкальной и драматической. Литературно-музыкальная композиция (а именно в этом традиционном жанре была решена программа) пролетела на одном дыхании как мгновение из жизни женщины, придумавшей себе прекрасного незнакомца и замершей в томительном ожидании его ответа. За месяц своей переписки ответа она так и не получит.

Первой музыкальной «реакцией» на монолог актрисы стал не «Октябрь» из «Времен года» Чайковского (в этом месяце была начата переписка), а его же пьеска «Болезнь куклы» из «Детского альбома», которая навевала не совсем добрые предчувствия. Тут драматичное сплелось с ироничным и кукольным, придавшим всему происходящему статус литературной игры, в которую решила сыграть героиня Ксении Раппопорт.

«С таким печальным и величественным видом лунной ночи у берегов Атлантического океана спешу написать Вам мою горячую благодарность за Вашу последнюю книгу. Эти берега - моя вторая родина, это Ирландия», - с такого романтического пафоса начался вечер. В галерее театральных и кинопортретов героинь Ксении Раппопорт есть немало подобных дам, а потому, чтобы не впадать в банальность, актриса не побоялась использовать в качестве приправы иронические интонации. Она немало бунинскую героиню осовременила, спустила с небес на землю, сделав ближе к дамам, сидевшим в тот вечер в Малом зале Филармонии.

Полина Осетинская резонировала звучащему слову музыкой то Рахманинова, то Дебюсси, то Форе, отражая эпоху, в которую так импозантно, иронично и чувственно погружала слушателей Ксения. Тонкий психологизм и нестыдливая откровенность характеризовали то, что Полина «договаривала» за Ксению, представляя, что на самом деле творилось на душе у ее героини. Пожалуй, самыми сильными резонансами оказались сыгранные одна за другой пьесы Антона Батагова и Павла Карманова - «Письмо Сергея Рахманинова Людовико Эйнауди» и Past Perfect. В своем притягательном минимализме они рисовали трогательные музыкальные акварели - портреты души замечтавшейся дамы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (5809) от 14.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?