Ультрамарин на фоне терракоты

Весной 2015 года в Москве будет показана необычная премьера «Евгения Онегина». Камерную джазовую версию оперы для четырех музыкантов и трех солистов сочинили режиссер Василий Бархатов и пианист Алексей Филимонов. Костюмы для спектакля готовит известный петербургский дизайнер одежды Стас ЛОПАТКИН. Он рассказал обозревателю Вадиму МИХАЙЛОВУ о профессии модельера, быстрой моде, тонкостях психологии в работе с клиентами.

  Ультрамарин на фоне терракоты | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– В вашей опубликованной биографии первые слова – «окончил швейное училище»...

– Поступая в училище, я не знал, чего хочу. До этого учился в художественной школе, в театральной студии. Хотел попробовать что-то еще. Понравится – останусь, не понравится – уйду. Мама научила шить в детстве. Для жены военного, да еще на севере, умение шить необходимо и естественно.


– После училища вы окончили художественно-графический факультет Герценовского университета. А как занялись сценографией?

– Попал в театр случайно еще студентом. Меня пригласили на один спектакль, попробовать. По каким-то причинам областной ТЮЗ в Гатчине остался без художника, и я должен был за месяц сделать декорации к «Русалочке». Сам рисовал эскизы, сам расписывал.

Проработал там год, сделал четыре спектакля, уже с костюмами, но не считал это занятием надолго.


– И создали собственную студию одежды?

– Еще студентом принимал заказы, это был способ зарабатывать. Художником быть дорого, надо покупать краски, холсты. Потом клиентов становилось все больше. А потом понял, что не буду художником-станковистом. Мне скучно и неинтересно в тиши мастерской, нужно постоянное движение, чтобы вокруг были люди, общение, быстрая оценка моих работ. В живописи это невозможно. Когда еще художника оценят?


– Чем вы привлекли внимание клиентов?

– Вопрос, скорее, к ним. Никакой стратегии у меня не было и нет. Не старался никого специально приманивать, не пользуюсь рекламой. С детства помню желание окружить себя красивыми вещами. К одежде было такое же отношение. Она должна быть красивая, качественная как снаружи, так и внутри. Глаз цепляет хорошее.


– Про ваш стиль написано в сетях: романтичный, сочетающий практичность и аристократизм, использующий причудливый крой, строгий силуэт, кружева и нежные цвета. Правильно?

– В принципе верно, хотя слово «романтизм» мне не нравится. Драма мне ближе.


– В вашей одежде должна быть драма?

– Создаю историю с сюжетом, как режиссер. Например, в ежегодном проекте «Ассоциации в Царском Селе» темой показа 2014 года была «англомания». Я выбрал пьесу «Буря» Шекспира и соединил ее с историей Марии Стюарт. С помощью причесок «убрал» лица, намекая на казнь шотландской королевы.


– «Буря» была создана только для показа?

– Для себя, хотя впоследствии вещи из коллекции могут быть проданы. Мой принцип – делать, что я хочу. Клиент должен захотеть то же самое.


– То есть приходит дама «с претензиями» и вы обращаете ее в свою веру?

– Сейчас клиентки знают меня и понимают, что придется со мной согласиться. Иначе...


– ...вокруг много других студий?

– Конечно.


– Вернемся к вашим клиентам, их много?

– Если считать всех, кто заказал хотя бы одну вещь, то несколько тысяч в разных странах.


– Кто они?

– Творческие люди. Даже соглашаясь на мои предложения, они приносят свои идеи. Изделие рождается в диалоге. Необходимое условие работы со мной – клиент должен себя любить вне зависимости от внешних данных. Иначе лучше к нам не заходить.


– У вас есть предпочтения в тканях, в цветах?

– Нет любимого цвета. Важно сочетание, необязательно в одном изделии. Речь о впечатлении, которое производит платье в сочетании с фоном, на котором окажется женщина, вышедшая погулять. Например, на фоне кирпичной стены (терракота) хорошо смотрится ультрамарин.

Что касается тканей, то всегда натуральные – хлопок, шелк, шерсть. В качестве подиумной истории мне нравятся современные декоративные ткани, например, появились швейцарские разработки тканей с голографическим принтом.


– Ваша студия – это команда?

– Конечно.


– Как она подбирается?

– Как обычно. Дается объявление – «требуется портной». Отсматриваю много людей, даю им задания. Но все равно, команда создается здесь в студии, в процессе обучения.


– Что покажете летом 2015 года на «Ассоциациях в Царском Селе»?

– Пока сообщу – вам первому – рабочее название: «Шинуазри» – китайщина. Сейчас тема модная и политически оправданная.


– Если говорить упрощенно, существует два типа художников. Рабочий день одних начинается с чтения новостей. Другие ничего такого не делают, а пользуются багажом, накопленным в молодости. К какому типу себя относите?

– Ко второму. В моем мире главенствуют давно прочитанные книги. Маркес, я его иллюстрировал и коллекции ему посвящал, Достоевский. Могу их спокойно перечитывать. Хотя, конечно, слышу и вижу, что происходит вокруг.


– Несколько лет назад появилось понятие «фастфэшн», «быстрой моды», когда коллекции создаются не к сезонам типа «зима», «лето», а гораздо чаще...

– Правильная тенденция, она мне нравится. Появилось больше возможностей для самовыражения. Дизайнеры делают то, что они хотят сегодня, не подстраиваясь под сезоны: сначала шубы, потом – сарафаны...


– Как изменился мир моды за последние десятилетия?

– Индивидуальная работа быстро сокращается. Сейчас существует огромный сегмент супермассовой одежды и очень ограниченный – элитной.


– Как отразился экономический кризис на мире моды?

– На этот вопрос нет простого ответа. С одной стороны, было хорошо, когда много шили, много покупали. С другой, бесконечное потребление заводит в тупик, вещей становится все больше, в этом потоке клиент теряет представление о должном качестве изделия. Речь не о шитье, говорю про дизайнерские идеи.

Кризис остановил процесс бесконечного потребления, дизайнерам он дает шанс для развития, для улучшения качества работы.


– Маленький мир моды влияет на весь большой мир?

– Мне хочется так думать. Но сегодня никакое искусство на него не влияет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5406) от 26.02.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.