У Екатерины был отменный вкус

Сегодня вход в Эрмитаж свободный. Это еще один подарок, который делает музей горожанам в свои юбилейные дни. Уместно напомнить, что по средам двери музея открыты до 21.00. Но и в другое время у постоянных посетителей есть повод наведаться в Зимний дворец, чтобы увидеть новые экспозиции.

  У Екатерины был отменный вкус | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Весь музей в одном зале

В Николаевском зале развернута выставка «Эрмитаж Ея Императорскаго Величества». В названии заложена идея. Человек с воображением сможет представить, как выглядел Эрмитаж – место уединения Екатерины Великой, увидеть вещи, которые нравились императрице, понять, с чего начинался музей.

Экспозиция основывается на описании императорского Эрмитажа в путеводителе по Санкт-Петербургу 1794 года, составленном Иоганном Готлибом Георги. Немецкий натуралист, этнограф, химик, минералог и медик в конце 1770 года отправился в Санкт-Петербург по приглашению Императорской академии наук...

Если считать временем образования музея покупку коллекции картин у берлинского финансиста и предпринимателя И. Э. Гоцковского, к 1794 году Эрмитажу было тридцать лет. Эпоха бурного приобретения коллекций, пришедшаяся на вторую половину 1760-х – начало 1780-х годов, миновала. Строительство зданий, заключивших в своих стенах императорские сокровища, завершено. Наступило время подведения итогов и осмысления созданного. Уже не дворец, но еще не вполне музей предстает перед читателем на страницах описания зал за залом, коллекция за коллекцией. Георги, далекому от проблем изобразительного искусства, в работе помогали специалисты, способные показать самое существенное в Эрмитаже. Ими стали хранитель картинной галереи венецианский живописец Джованни Антонио Мартинелли и библиотекарь императрицы Александр Иванович Лужков.

В книге Георги есть перечисление художественных сокровищ императрицы, описание зданий и залов, отдельных разделов коллекции и библиотеки, их характеристика и существовавшая систематизация. Особое внимание он уделил собранию резных камней и картинной галереи. Фактически Георги составил первый систематический каталог живописи Эрмитажа.

В пространстве парадного Николаевского зала организаторы выставки попытались представить структуру того первого Эрмитажа, показать характерные для экспозиции екатерининского времени произведения. Выставку условно можно разделить на разделы: картинная галерея Екатерины Великой, кабинет рисунков, кабинет гравюр, библиотека императрицы, собрание натуралий, коллекция редкостей и предметов Востока, декоративно-прикладное искусство.

Самое первое впечатление: у основательницы Эрмитажа был отменный вкус, даже если ей кто-то помогал собирать произведения искусства. Поражает разнообразие и качество вещей. Много живописи в модной тогда «шпалерной» развеске, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, часы, мебель...

Открывает выставку портрет Екатерины II Александра Рослина. Узнаваемые черты основательницы Эрмитажа повторяются не раз – в мраморе, в камее на табакерке. За стеклом шкаф и бюро, в ящичках которого хранились камеи. Некоторые лежат на столе, их можно рассмотреть, как это делала венценосная владелица. Стоящее рядом кресло выглядит так, словно она только что в нем сидела.

Не все произведения, собранные Екатериной, сохранились в Эрмитаже. Некоторые для выставки предоставили Русский музей и Третьяковская галерея.


Где молились императоры

Одновременно с выставкой в Николаевском зале первых посетителей приняла открывшаяся после реставрации Большая церковь Зимнего дворца (на снимке слева).

Придворный собор Спаса Нерукотворного спроектировал Бартоломео Растрелли. Над его убранством работали итальянские и российские живописцы и резчики. Эскизы иконостаса и кафедры разработал сам Растрелли. После пожара 1837 года в Зимнем дворце храм восстанавливал Василий Стасов, тогда значительная часть убранства была выполнена не из дерева, а из папье-маше.

Большая церковь запечатлена на картинах, акварелях и рисунках XIX века. На картине Лаурица Туксена изображено венчание Николая II и Александры Федоровны, состоявшееся в 1894 году. До революции собор Спаса Нерукотворного был домовой церковью русских императоров, позже стал одним из музейных залов. Церковный интерьер был разобран в 1939 году. В помещении экспонировались серебро, фарфор, в последние годы там размещалось хранение картин.

Реставрация длилась два года. Реставраторы имели дело с религиозным помещением, и, несмотря на то что его не планируют превращать в действующий храм, характерные особенности церковного убранства сохранены.

Воссоздан иконостас, каким его восстановил Стасов. На историческое место вернулись 13 сохранившихся икон. Всего их 18, недостающие есть на фотографиях, но качество снимков не позволяет получить большое увеличение. Их не стали воссоздавать.

Подлинных деталей интерьера, выполненных по эскизам Растрелли, сохранилось немного. Всего 28 предметов, в их числе два трехметровых бра и две скульптуры из папье-маше. Их отреставрировали и поставили на историческое место. До наших дней дошли и фрагменты деревянной резьбы, детали рам. Они помогли реставраторам почувствовать «характер» резьбы, рисунок, служили образцом для воссоздания утраченного. Если присмотреться, опытный глаз заметит, что старая резьба встала на место. Свежее золото немного тонировали.

В трапезной будут экспонироваться реликвии дома Романовых.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5358) от 10.12.2014.


Комментарии