«Существование народа и государства вне культуры бессмысленно»
26 сентября Олегу Басилашвили исполняется 70 лет. К юбилею человека, который может одинаково великолепно сыграть и чеховского дядю Ваню, и булгаковского Воланда (именно в этой роли актер сейчас занят на съемках многосерийного фильма «Мастер и Маргарита»), телеканал «Культура» подготовил 7-серийную программу «Странствия по минувшим годам» о жизни и творчестве Олега Валерьяновича. Также к его юбилею «Культура» покажет спектакль БДТ им. Товстоногова «Дядя Ваня» с юбиляром в главной роли и фильм Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» — одну из последних киноработ Басилашвили. С юбиляром встретилась корреспондент канала «Культура» Мария ФИЛИППЕНКО.
— Олег Валерьянович, какой литературный или театральный жанр вы бы подобрали, описывая нынешнюю Россию?
— Фарс.
— Почему?
— У меня ощущение, что мы подменяем многие понятия. А когда это происходит, начинается фарс.
— Как же выжить в этом фарсе? Я имею в виду моральную сторону.
— У меня есть знакомый промышленник. Я ему задал вопрос: «Что делать?» Он говорит: «Я вижу свою миссию в одном: я должен довести свои фабрики до такого состояния, чтобы мои рабочие получали не меньше 25 — 30 тысяч в месяц. И чтобы соседний владелец позавидовал мне и сделал еще лучше. Это моя гражданская задача».
— То есть как у Чехова — «работать надо»?
— Скажем так: это теория малых дел. В наше время, когда мы обречены не делать больших дел, каждый должен заниматься делом, которое идет на благо обществу.
— В ближайшем будущем — как уже становится ясно, непростом, — изменится ли, по-вашему, как-то образ и миссия культуры?
— Наш великий ученый и гражданин Дмитрий Сергеевич Лихачев написал Декларацию по культуре, где сказано, что надо делать, чтобы сохранить и развивать многонациональную российскую культуру. Он мечтал, чтобы декларацию прочитали депутаты Госдумы и президент. В этой декларации есть фраза — не ручаюсь за точность, но смысл такой: «Существование народов и государств вне культуры совершенно бессмысленно и обречено на гибель». И все, что делается в обход нравственных законов, которые поддерживает культура, обречено на провал...
— Как будете отмечать юбилей?
— Никак. Я попросил: если театр хочет сделать мне приятное, пусть в этот день отменит спектакль. Но этого не случилось, и я буду играть в спектакле «Костюмер». Никаких банкетов и сидений на сцене с выслушиванием приятных речей я не хочу. Время не то, чтобы банкетировать и праздновать. Да и дата не та, чтобы так радостно ее отмечать. У меня нет ни денег, ни желания этим заниматься. Я испытываю некое чувство неловкости, когда это происходит. Один раз у меня это было — на 60-летии. После этого я дал себе слово, что больше этого не будет.
— Тем не менее поздравляем вас с днем рождения и желаем хорошего настроения и перед днем рождения, и во время, и всегда!
— Как же у меня всегда может быть хорошее настроение, если в спектакле «Костюмер» я играю актера, который умирает на сцене?! Чего тут хорошего?
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (3294) от 25.09.2004 года.
Комментарии