«Существование народа и государства вне культуры бессмысленно»

26 сентября Олегу Басилашвили исполняется 70 лет. К юбилею человека, который может одинаково великолепно сыграть и чеховского дядю Ваню, и булгаковского Воланда (именно в этой роли актер сейчас занят на съемках многосерийного фильма «Мастер и Маргарита»), телеканал «Культура» подготовил 7-серийную программу «Странствия по минувшим годам» о жизни и творчестве Олега Валерьяновича. Также к его юбилею «Культура» покажет спектакль БДТ им. Товстоногова «Дядя Ваня» с юбиляром в главной роли и фильм Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» — одну из последних киноработ Басилашвили. С юбиляром встретилась корреспондент канала «Культура» Мария ФИЛИППЕНКО.

 «Существование народа и государства вне культуры бессмысленно» |

— Олег Валерьянович, какой литературный или театральный жанр вы бы подобрали, описывая нынешнюю Россию?

— Фарс.

— Почему?

— У меня ощущение, что мы подменяем многие понятия. А когда это происходит, начинается фарс.

— Как же выжить в этом фарсе? Я имею в виду моральную сторону.

— У меня есть знакомый промышленник. Я ему задал вопрос: «Что делать?» Он говорит: «Я вижу свою миссию в одном: я должен довести свои фабрики до такого состояния, чтобы мои рабочие получали не меньше 25 — 30 тысяч в месяц. И чтобы соседний владелец позавидовал мне и сделал еще лучше. Это моя гражданская задача».

— То есть как у Чехова — «работать надо»?

— Скажем так: это теория малых дел. В наше время, когда мы обречены не делать больших дел, каждый должен заниматься делом, которое идет на благо обществу.

— В ближайшем будущем — как уже становится ясно, непростом, — изменится ли, по-вашему, как-то образ и миссия культуры?

— Наш великий ученый и гражданин Дмитрий Сергеевич Лихачев написал Декларацию по культуре, где сказано, что надо делать, чтобы сохранить и развивать многонациональную российскую культуру. Он мечтал, чтобы декларацию прочитали депутаты Госдумы и президент. В этой декларации есть фраза — не ручаюсь за точность, но смысл такой: «Существование народов и государств вне культуры совершенно бессмысленно и обречено на гибель». И все, что делается в обход нравственных законов, которые поддерживает культура, обречено на провал...

— Как будете отмечать юбилей?

— Никак. Я попросил: если театр хочет сделать мне приятное, пусть в этот день отменит спектакль. Но этого не случилось, и я буду играть в спектакле «Костюмер». Никаких банкетов и сидений на сцене с выслушиванием приятных речей я не хочу. Время не то, чтобы банкетировать и праздновать. Да и дата не та, чтобы так радостно ее отмечать. У меня нет ни денег, ни желания этим заниматься. Я испытываю некое чувство неловкости, когда это происходит. Один раз у меня это было — на 60-летии. После этого я дал себе слово, что больше этого не будет.

— Тем не менее поздравляем вас с днем рождения и желаем хорошего настроения и перед днем рождения, и во время, и всегда!

— Как же у меня всегда может быть хорошее настроение, если в спектакле «Костюмер» я играю актера, который умирает на сцене?! Чего тут хорошего?


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (3294) от 25.09.2004 года.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?