Главная городская газета

Работа над ошибками

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью
  Работа над ошибками | Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Эпопея тотального диктанта-2017 завершена. Работы проверены и перепроверены. Отличники получили свои заслуженные дипломы. Самое время осмыслять результаты и анализировать ошибки. Именно об этом филолог Марина СМУСИНА попросила рассказать председателя экспертной комиссии ТД в Петербурге Светлану ДРУГОВЕЙКО-ДОЛЖАНСКУЮ.

— Начнем с того, что в этом году отличников намного больше, чем во все предыдущие годы, - 10%. Сравнительно с прошлогодними 2% это утешительно.

Говорят, что текст этого года проще, потому и результаты выше, но причины, скорее, в другом. Во-первых, в нынешнем тексте, при всей его стилистической изысканности, орфография и пунктуация за рамки школьной программы не выходили. Две самые частые ошибки: правописание Н и НН и знаки в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом - в пределах школьного курса русского языка. Во-вторых, ТД теперь уже не разовая акция - есть возможность к нему подготовиться. Многие участники пишут уже не в первый раз. В Новосибирске, например, наградили дипломом «За верность тотальному диктанту» человека, который писал уже в седьмой раз. Новосибирцы - инициаторы ТД, у нас он проходит в шестой раз. Но тоже есть ветераны.

Люди пишут по многу раз, значит, им это нужно. Значит, они пытаются восполнить пробелы в своей грамотности. Ведь цель диктанта не в том, чтобы определить, кто грамотный, а кто - нет. Цель - показать людям, в чем их проблемы, помочь эти проблемы решить. С каждым годом становится все больше возможностей повысить свою грамотность, воспользовавшись курсами по подготовке к диктанту. У нас в городе в этом году было три учебные площадки, и на каждой прошло восемь занятий по полтора часа. Кроме того, на сайте ТД были онлайн-курсы, для которых каждый из членов экспертного совета записал лекцию по одной из трудных тем. Все это вполне доступно. Вот откуда более высокие результаты. У нас в Петербурге, например, где было около 7300 участников (это намного больше, чем в прошлом году, хотя меньше, чем могло бы быть и, возможно, будет), 612 человек получили «отлично».

Однако радоваться не получается. Диктант ведь показывает не только знание орфографии и пунктуации, но и знания культурные, с которыми все обстоит намного хуже. В целом культурный фон и объем соответствующих знаний ужасающие. Участники диктанта не знают многого, что не знать стыдно, просто неприлично. Например, во многих работах чудовищно искажались слова «эвенкийский» и «бурятский». Бурятия многократно превращалась в «Дурятию», «Буряцию», «Кибурятию», «Бурянтию»; вместо «эвенкийский» писали «эфенкийский», «эвингийский», «элегийский», «аленийский»....

Богатырь-исполин из «Руслана и Людмилы» оказывался в лучшем случае «Исполином» (с прописной буквы) и в неисчислимом количестве работ - «богатырь из Полин / из Павлин / из Полена». В одной работе, в целом грамотной, «Руслан и Людмила» было написано без кавычек, и это показывает, что пишущий (грамотно!) просто не знает, что это название поэмы Пушкина. Как корежили название поэмы неграмотные - не передать, был даже вариант «Роснано из Люда Милого». Научить этому намного труднее, чем разучить правило правописания удвоенного Н.

Многим оказались совершенно незнакомыми общеупотребительные слова: Забайкалье становилось «Заболканьем» и «Забокальем»; вместо «на невысоком пьедестале» чего только не писали, даже «на невысокой пидуздалии». Проблема не орфографии, а чудовищно искаженной картины мира в головах сограждан. В тексте (одном из его вариантов) говорилось о генерале, невеста которого была внучкой ссыльных. «Ссыльные» оказались незнакомым и непонятным словом. Это намного серьезнее, чем «коньяк» с Ъ или ошибка в слове «стерлядь».

Да, были работы с сотнями ошибок. На одной из них - приписка: «Я узбек, приехавший в Россию полтора года назад». Такие работы, написанные иноязычными людьми, регулярно встречаются. Они видны по типу ошибок. Но этому не ужасаться надо, а радоваться: люди хотят выучить наш язык. Это же замечательно...

Когда вручали дипломы победителям, ко мне подошла женщина, писавшая диктант уже несколько раз. В этом году она пришла с двумя детьми: сыну одиннадцать, а девочка первоклассница. Понятно, что девчушка написала только одно предложение, но была очень довольна... На одной работе была такая приписка: «Я родилась в 1934 году и закончила семилетнюю школу. Работаю в ЖЭКе». Хочет себя проверить.

Таких людей надо награждать независимо от количества ошибок. Жаль, в этом году не успели.

Зато Петербург отличился тем, что проверили больше, чем семь тысяч работ, за два дня. Такого никогда не было. Диктант писали в субботу - в воскресенье пришло больше трехсот проверяющих и на следующий день примерно столько же. Это были школьные учителя, вузовские преподаватели, аспиранты... Все заслуживают благодарности.

И еще об одном надо сказать. Теракт в метро никак не повлиял - не побоялись люди прийти на диктант. И в понедельник, когда уже все работы проверили и собирались уходить, на самой последней работе, которую перепроверяла, прочитала приписку: «Огромное спасибо... жизнь продолжается».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook