«Прорыв нам обеспечит дерево»

«Студия 44» на архитектурном рынке уже 25 лет. В Англии вышла книга, посвященная опыту работы этого петербургского проектного бюро. На международном фестивале «АРХ-Москва-2016» руководитель студии Никита ЯВЕЙН был назван «Архитектором года». О том, что строят в российских городах и в зарубежье, его расспрашивала Людмила ЛЕУССКАЯ.

  «Прорыв нам обеспечит дерево» | ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС

- Никита Игоревич, экономическая ситуация сказалась на архитектуре?

- Если в двух словах, у нас она проявилась в том, что архитектура по большому счету оказалась никому не нужна. Она не нужна государству: та же Олимпиада показала - неважно, как строить. Сегодня архитектура не очень нужна заказчикам жилья. Продается все за глаза, как правило, на стадии строительства, а бывает, и до его начала. Когда профессия не нужна, к ней подходят, как к заработку. Обижаться трудно.

- Как же тогда быть?

- Есть два пути. Один - конкурсы. Допустим, в казахстанскую Астану нас, как многих, позвали на конкурс проектов дворца школьников. Русских пригласили впервые, там тоже на Запад рвутся. Позвали двух-трех архитекторов, потому что посчитали: нам понятно, что такое дворец школьников, иностранцам - нет. Мы выиграли.

Поскольку есть успех, на следующий конкурс пригласили еще раз, мы снова выиграли. Через год проиграли, затем выиграли опять. Из пяти конкурсов в Казахстане - три победы.

Дворец школьников построен, второй объект - вокзал - спроектирован. Заказчик третьего попросил нас взяться за академию хореографии Казахстана.

Нас позвали потому, что подрядчик, которому это было поручено, строил с нами дворец школьников. Он знал, что мы построили Академию танца Эйфмана.

В Томске был конкурс на здание Музея науки и техники. Вокзал в Сочи, как многие олимпийские объекты, начинали другие, но не справились. Нас позвали как опытных «вокзальщиков» с опытом кризисного менеджмента. Посчитали, что быстро вытащим, когда все обвалилось. Мы вытаскивали Ладожский вокзал.

- В Сочи у вас есть еще объект?

- Будущая школа для одаренных детей неожиданная, по-хорошему экспериментальная. Новая архитектура, новый подход. Исходя из того что дворец школьников в Астане был признан наиболее крупным из таких объектов в мире, фонд «Талант и успех» захотел сделать что-то похожее в Сочи. Нас рекомендовали Пиотровский, Мединский, Фурсенко...

Таких однозначных характеристик у других претендентов не получилось. Но я знаю, что не только хорошее про нас говорят. Говорят, что мы иногда затягиваем сроки, что капризные...

- Трудно работать в чужих регионах? Знаю, вы в Калининграде проектировали центр города...

- И ничего не получилось.

- Не получилось, но шума было много.

- В первый раз на новом месте обычно сложно, потому что несколько другие правила игры. Сегодня в каждом регионе своя ситуация.

Можно сказать о нашей псковской работе. Мы ее любим. Это самый центр Пскова, практически у кремля. Старая электростанция 1930-х годов. Наверное, впервые в России мы приспособили электростанцию под полноценное жилье. Там будут квартиры. Машинный зал стал жилым атриумом. Притом вокруг мы построили несколько двух-трехэтажных домов. Они неплохо вписались и, на наш взгляд, могут стать примером для будущей псковской застройки.

Мы получили поддержку псковской общественности. А там непростая атмосфера вокруг памятников. Есть оппозиция профессиональная и общественная. Если все будет реализовано так, как мы хотим, это будет шаг вперед.

- Теперь принято говорить, что современная архитектура новый стиль не изобрела. А есть прорыв в технологиях, материалах?

- Все прорывы начинаются со стоимости строительства. Если она выше минимума, можно говорить о прорывах. Если она минимальная, говорить не о чем.

- У нас в городе строится стадион в немыслимые сроки и за фантастические деньги.

- Задание было чрезмерным. Стадион сам по себе огромный, потом он перекрывается, функционирует как концертный зал вместимостью 60 тысяч человек. Я таких стадионов в мире не знаю.

Понятно, для наших строителей это неожиданная схема. Для любой страны это неожиданно. Плюс надо зачем-то выкатывать поле, которое в этих широтах редко выкатывается. Есть более дешевые технологии. Словом, шестисотый «Мерседес», хотя все вокруг на битых «Ладах» едут и прекрасно себя чувствуют...

Ну а раз технологии сложные и задачи сложные поставлены, то и их решения очень дорогие. Другое дело, что все сразу не оценили стоимость или сделали вид, что не оценили. Я присутствовал на совете, когда Куросава представил первую цену. Все дружно рассмеялись, понимая, что она нереальная. По-моему, он сам это понимал, зная, что аналогичные стадионы стоят в три-четыре раза дороже. И тогда не было речи о том, что он будет всесезонным. Это возникло потом.

- В Томске спроектировано здание Музея науки и техники в дереве. Почему?

- Я считаю, на мировом архитектурном рынке конкурентоспособность нам может обеспечить только дерево. У нас традиции глубоки, серьезны. Они не поверхностны, как в большинстве стран Европы, где дерево скорее дань моде.

Дерево конкурентоспособно. Даже по практике нашего проектирования я вижу появление достаточно интересных решений. Они появляются быстрее, когда мы работаем с деревом, у нас практика больше. Мы не так далеко оторвались от «деревянной» жизни, поддерживаем этот опыт дачным строительством. То, чего почти нет на Западе. Они все это немножко из пальца высасывают в рамках экологической концепции. Выдуманные теории плохо приживаются на практике.

У нас много предубеждений по отношению к дереву. Дерево это бараки, из которых надо переезжать, оно горит. Допустим, тот же фонд «Талант и успех» по поводу школы в Сочи сказал: хотим что-то капитальное, только не деревянное.

В Томске мы убедили народ. Там к деревянному строительству есть определенный пиетет. Они обладают сокровищем в виде деревянных исторических зданий.

- Там используется дерево, которое не горит.

— Оно прошло определенную обработку и соответствует по своим характеристикам негорючим материалам.

- Российских архитекторов зовут на международные конкурсы?

- В Европе никто нас не ждет, понятное дело. Цены на проектирование упали раза в два, как говорят западные коллеги. Строят мало, а архитекторов много. Там рынок защищенный. Нелицензированные и чужие фирмы вообще не проходят. Это у нас открытая страна, делай что хочешь. Там все более жестко. Система защиты собственного рынка отработана веками.

- Что на выходе в Петербурге? Железнодорожный музей?

- Железнодорожный музей практически готов. Перевозят экспонаты, делают интерактивные вещи. Подключили дизайнерские компании. Думаю, к лету все будет готово.

Работа любопытная, но не все получилось. Много привходящих моментов. Места мало, денег маловато, потому что делала частная организация в счет земли, которую получила от РЖД.

В мае к белым ночам откроется 5-звездный отель на Исаакиевской площади. Это приспособление исторического здания. Во многом оно уже было советским, но основа историческая. Объект переходил от одного проектанта к другому. Мы подхватили, когда дом был в значительной степени разобран, но лицевые фасадные конструкции сохранились.

Отель на набережной Фонтанки — думаю, это последний подход инвестора к бедному домику. В противном случае он через пару лет завалился бы. Там достаточно уникальные решения нами предложены. Историческая часть оказывается «в теплом контуре», воссоздается историческая атмосфера. Перекрывающий двор купол абсолютно не виден с улицы, его можно увидеть только с вертолета.

#строительство #архитектура #Явейн

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...