«Прорыв нам обеспечит дерево»

«Студия 44» на архитектурном рынке уже 25 лет. В Англии вышла книга, посвященная опыту работы этого петербургского проектного бюро. На международном фестивале «АРХ-Москва-2016» руководитель студии Никита ЯВЕЙН был назван «Архитектором года». О том, что строят в российских городах и в зарубежье, его расспрашивала Людмила ЛЕУССКАЯ.

  «Прорыв нам обеспечит дерево» | ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС

- Никита Игоревич, экономическая ситуация сказалась на архитектуре?

- Если в двух словах, у нас она проявилась в том, что архитектура по большому счету оказалась никому не нужна. Она не нужна государству: та же Олимпиада показала - неважно, как строить. Сегодня архитектура не очень нужна заказчикам жилья. Продается все за глаза, как правило, на стадии строительства, а бывает, и до его начала. Когда профессия не нужна, к ней подходят, как к заработку. Обижаться трудно.

- Как же тогда быть?

- Есть два пути. Один - конкурсы. Допустим, в казахстанскую Астану нас, как многих, позвали на конкурс проектов дворца школьников. Русских пригласили впервые, там тоже на Запад рвутся. Позвали двух-трех архитекторов, потому что посчитали: нам понятно, что такое дворец школьников, иностранцам - нет. Мы выиграли.

Поскольку есть успех, на следующий конкурс пригласили еще раз, мы снова выиграли. Через год проиграли, затем выиграли опять. Из пяти конкурсов в Казахстане - три победы.

Дворец школьников построен, второй объект - вокзал - спроектирован. Заказчик третьего попросил нас взяться за академию хореографии Казахстана.

Нас позвали потому, что подрядчик, которому это было поручено, строил с нами дворец школьников. Он знал, что мы построили Академию танца Эйфмана.

В Томске был конкурс на здание Музея науки и техники. Вокзал в Сочи, как многие олимпийские объекты, начинали другие, но не справились. Нас позвали как опытных «вокзальщиков» с опытом кризисного менеджмента. Посчитали, что быстро вытащим, когда все обвалилось. Мы вытаскивали Ладожский вокзал.

- В Сочи у вас есть еще объект?

- Будущая школа для одаренных детей неожиданная, по-хорошему экспериментальная. Новая архитектура, новый подход. Исходя из того что дворец школьников в Астане был признан наиболее крупным из таких объектов в мире, фонд «Талант и успех» захотел сделать что-то похожее в Сочи. Нас рекомендовали Пиотровский, Мединский, Фурсенко...

Таких однозначных характеристик у других претендентов не получилось. Но я знаю, что не только хорошее про нас говорят. Говорят, что мы иногда затягиваем сроки, что капризные...

- Трудно работать в чужих регионах? Знаю, вы в Калининграде проектировали центр города...

- И ничего не получилось.

- Не получилось, но шума было много.

- В первый раз на новом месте обычно сложно, потому что несколько другие правила игры. Сегодня в каждом регионе своя ситуация.

Можно сказать о нашей псковской работе. Мы ее любим. Это самый центр Пскова, практически у кремля. Старая электростанция 1930-х годов. Наверное, впервые в России мы приспособили электростанцию под полноценное жилье. Там будут квартиры. Машинный зал стал жилым атриумом. Притом вокруг мы построили несколько двух-трехэтажных домов. Они неплохо вписались и, на наш взгляд, могут стать примером для будущей псковской застройки.

Мы получили поддержку псковской общественности. А там непростая атмосфера вокруг памятников. Есть оппозиция профессиональная и общественная. Если все будет реализовано так, как мы хотим, это будет шаг вперед.

- Теперь принято говорить, что современная архитектура новый стиль не изобрела. А есть прорыв в технологиях, материалах?

- Все прорывы начинаются со стоимости строительства. Если она выше минимума, можно говорить о прорывах. Если она минимальная, говорить не о чем.

- У нас в городе строится стадион в немыслимые сроки и за фантастические деньги.

- Задание было чрезмерным. Стадион сам по себе огромный, потом он перекрывается, функционирует как концертный зал вместимостью 60 тысяч человек. Я таких стадионов в мире не знаю.

Понятно, для наших строителей это неожиданная схема. Для любой страны это неожиданно. Плюс надо зачем-то выкатывать поле, которое в этих широтах редко выкатывается. Есть более дешевые технологии. Словом, шестисотый «Мерседес», хотя все вокруг на битых «Ладах» едут и прекрасно себя чувствуют...

Ну а раз технологии сложные и задачи сложные поставлены, то и их решения очень дорогие. Другое дело, что все сразу не оценили стоимость или сделали вид, что не оценили. Я присутствовал на совете, когда Куросава представил первую цену. Все дружно рассмеялись, понимая, что она нереальная. По-моему, он сам это понимал, зная, что аналогичные стадионы стоят в три-четыре раза дороже. И тогда не было речи о том, что он будет всесезонным. Это возникло потом.

- В Томске спроектировано здание Музея науки и техники в дереве. Почему?

- Я считаю, на мировом архитектурном рынке конкурентоспособность нам может обеспечить только дерево. У нас традиции глубоки, серьезны. Они не поверхностны, как в большинстве стран Европы, где дерево скорее дань моде.

Дерево конкурентоспособно. Даже по практике нашего проектирования я вижу появление достаточно интересных решений. Они появляются быстрее, когда мы работаем с деревом, у нас практика больше. Мы не так далеко оторвались от «деревянной» жизни, поддерживаем этот опыт дачным строительством. То, чего почти нет на Западе. Они все это немножко из пальца высасывают в рамках экологической концепции. Выдуманные теории плохо приживаются на практике.

У нас много предубеждений по отношению к дереву. Дерево это бараки, из которых надо переезжать, оно горит. Допустим, тот же фонд «Талант и успех» по поводу школы в Сочи сказал: хотим что-то капитальное, только не деревянное.

В Томске мы убедили народ. Там к деревянному строительству есть определенный пиетет. Они обладают сокровищем в виде деревянных исторических зданий.

- Там используется дерево, которое не горит.

— Оно прошло определенную обработку и соответствует по своим характеристикам негорючим материалам.

- Российских архитекторов зовут на международные конкурсы?

- В Европе никто нас не ждет, понятное дело. Цены на проектирование упали раза в два, как говорят западные коллеги. Строят мало, а архитекторов много. Там рынок защищенный. Нелицензированные и чужие фирмы вообще не проходят. Это у нас открытая страна, делай что хочешь. Там все более жестко. Система защиты собственного рынка отработана веками.

- Что на выходе в Петербурге? Железнодорожный музей?

- Железнодорожный музей практически готов. Перевозят экспонаты, делают интерактивные вещи. Подключили дизайнерские компании. Думаю, к лету все будет готово.

Работа любопытная, но не все получилось. Много привходящих моментов. Места мало, денег маловато, потому что делала частная организация в счет земли, которую получила от РЖД.

В мае к белым ночам откроется 5-звездный отель на Исаакиевской площади. Это приспособление исторического здания. Во многом оно уже было советским, но основа историческая. Объект переходил от одного проектанта к другому. Мы подхватили, когда дом был в значительной степени разобран, но лицевые фасадные конструкции сохранились.

Отель на набережной Фонтанки — думаю, это последний подход инвестора к бедному домику. В противном случае он через пару лет завалился бы. Там достаточно уникальные решения нами предложены. Историческая часть оказывается «в теплом контуре», воссоздается историческая атмосфера. Перекрывающий двор купол абсолютно не виден с улицы, его можно увидеть только с вертолета.

#строительство #архитектура #Явейн

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.