«Король шаманов» у Шереметевых

В минувшие выходные в центре Петербурга в Шереметевском дворце и на его парадном дворе с двух пополудни и до глубокой ночи звучали удивительные голоса. Морин хуур, домбра, кобыз, саз, курай, чанза, ятаг, соор, нойз, варган, кантеле, гудок, рожки, мянкере, хомуз и современные электрогитары, электробалалайка, а также обрядовое и горловое пение, «король шаманов» Илья Чубаров... Во второй раз Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства собирал на марафон-уик-энд «Музыки мира» лучших этномузыкантов. Нынче к нам приехали исполнители из России, Бурятии, Башкирии, Карелии, Казахстана и Франции. Они исполнили традиционную музыку своих регионов в современной этнорок- и этноэлектронной обработке, переведя экзотическое древнее наследие народов на современный язык.

 «Король шаманов» у Шереметевых | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Одни группы используют аутентичные акустические инструменты, другие опираются на широчайшие возможности электроники. В любом варианте новое звучание и ритмы старых песен стали весьма модным и востребованным направлением у широкой публики, особенно молодой. Подружившись с джазом, роком и электроникой, этномузыка вырвалась из узкопрофессиональных и самодеятельных рамок, очаровав слушателей оригинальными и необычными будто космическими мотивами. Вот и старинная русская песня «Ходила б я, гуляла б я» в исполнении солистки «ДДТ» и участницы этноджазовой группы Zventa Sventana Алены Романовой (фолк-рок-проект АЛЁNА) завораживала и уводила за собой даже тех, кто не считает себя любителем фольклора.

- Таких этнических фестивалей у нас явно не хватает, их надо делать больше, особенно в Петербурге, - говорит Алена. - Конкурсы, подобные этому фестивалю, раскрывают новые таланты, выявляют одаренных музыкантов и в целом развивают это направление. Каждый фестиваль дает толчок появлению новых групп: кто-то, увидев идею у других музыкантов, захотел создать что-то свое. В российских регионах очень много талантливых коллективов, надо только найти их и предоставить им возможность показать себя.

Между тем хедлайнерами фестиваля «Музыки мира» являются исполнители, уже снискавшие международное признание.

- К сожалению, часто их лучше знают в Европе, чем в родной стране, и наш музей постарается восполнить этот пробел, - говорит художественный руководитель этнофестиваля «Музыки мира» Ирина Ярославцева. - Таковы, например, этнорок-группа Tigrahaud из Казахстана, блистательный коллектив «Намгар» из Бурятии, акустический квартет «Йатаган» из Башкирии, интернациональное этноэлектронное трио Uulzalga (Бурятия - Франция)...

В течение двух дней посетители «Музык мира» могли не только наслаждаться непрерывным мощным аудиопотоком, но и участвовать в сеансах коллективной импровизации на этноджеме. На поющие чаши, варганы, колокольца, литавры, диджериду, глюкофоны, этнические барабаны-бубны и даже пилу можно было не только любоваться, но и попробовать поиграть на них.

Параллельно музыкальному марафону в парадном дворе шли программы и внутри Шереметевского дворца: интерактивные экскурсии для взрослых и детей, творческие встречи с музыкантами и мастер-классы, на которых они рассказывали об инструментах, продолжающих звучать из глубины веков в регионах и республиках.

Профинансировал музыкальный этнофестиваль комитет по культуре.

- Главная идея события - сохранение национальных традиций и одновременно стремление говорить со зрителями на современном музыкальном языке, - говорит директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица. - Само название «Музыки мира» указывает на то, что разные национальные культуры одинаково самоценны, что музык много - мир един. Если европейская классическая музыка прочно входит в культурный опыт любого современного человека, то этническая, традиционная часто остается на периферии интересов. Между тем она оригинальна, самодостаточна, всегда современна и способна говорить с каждым о его корнях. Фестиваль «Музыки мира» видит свой долг в попытке исправить этот исторический перекос.

Особенно это важно для Петербурга - города, открытого всем, считает Метелица.

Помимо диалога народов фестиваль «Музыки мира» преследует и еще одну цель: популяризацию уникальной коллекции музыкальных инструментов народов мира, собранную петербургским музеем.

Это около 3,5 тысячи единиц хранения и примерно две трети из них - этнические. В музее хранятся инструменты практически из всех регионов земного шара - Европы, Азии, Африки, Австралии, Новой Зеландии, Океании, Ближнего и Дальнего Востока, стран бывшего СССР и, конечно же, со всей России.

Посредством фестиваля музей рассчитывал привлечь в свои стены новую молодую публику, обратиться к молодежи на современном языке и помочь ей самой обратиться к своим истокам. Кроме того, организаторы объявили конкурс среди молодых исполнителей этнической музыки. Победители (их выявит интернет-голосование и профессиональное жюри) получат приглашение на третий фестиваль «Музыки мира» в 2018 году.

К проведению музыкального марафона в музее нынче присоединились и национально-культурные объединения, действующие под крылом городского Дома национальностей. Например, местное башкирское сообщество установило на парадном дворе Шереметевского дворца юрту, чтобы представить гостям другую сторону культуры своего народа - жилище и традиции.

#фестиваль #этномузыка #музей

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.