«Король шаманов» у Шереметевых

В минувшие выходные в центре Петербурга в Шереметевском дворце и на его парадном дворе с двух пополудни и до глубокой ночи звучали удивительные голоса. Морин хуур, домбра, кобыз, саз, курай, чанза, ятаг, соор, нойз, варган, кантеле, гудок, рожки, мянкере, хомуз и современные электрогитары, электробалалайка, а также обрядовое и горловое пение, «король шаманов» Илья Чубаров... Во второй раз Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства собирал на марафон-уик-энд «Музыки мира» лучших этномузыкантов. Нынче к нам приехали исполнители из России, Бурятии, Башкирии, Карелии, Казахстана и Франции. Они исполнили традиционную музыку своих регионов в современной этнорок- и этноэлектронной обработке, переведя экзотическое древнее наследие народов на современный язык.

 «Король шаманов» у Шереметевых | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Одни группы используют аутентичные акустические инструменты, другие опираются на широчайшие возможности электроники. В любом варианте новое звучание и ритмы старых песен стали весьма модным и востребованным направлением у широкой публики, особенно молодой. Подружившись с джазом, роком и электроникой, этномузыка вырвалась из узкопрофессиональных и самодеятельных рамок, очаровав слушателей оригинальными и необычными будто космическими мотивами. Вот и старинная русская песня «Ходила б я, гуляла б я» в исполнении солистки «ДДТ» и участницы этноджазовой группы Zventa Sventana Алены Романовой (фолк-рок-проект АЛЁNА) завораживала и уводила за собой даже тех, кто не считает себя любителем фольклора.

- Таких этнических фестивалей у нас явно не хватает, их надо делать больше, особенно в Петербурге, - говорит Алена. - Конкурсы, подобные этому фестивалю, раскрывают новые таланты, выявляют одаренных музыкантов и в целом развивают это направление. Каждый фестиваль дает толчок появлению новых групп: кто-то, увидев идею у других музыкантов, захотел создать что-то свое. В российских регионах очень много талантливых коллективов, надо только найти их и предоставить им возможность показать себя.

Между тем хедлайнерами фестиваля «Музыки мира» являются исполнители, уже снискавшие международное признание.

- К сожалению, часто их лучше знают в Европе, чем в родной стране, и наш музей постарается восполнить этот пробел, - говорит художественный руководитель этнофестиваля «Музыки мира» Ирина Ярославцева. - Таковы, например, этнорок-группа Tigrahaud из Казахстана, блистательный коллектив «Намгар» из Бурятии, акустический квартет «Йатаган» из Башкирии, интернациональное этноэлектронное трио Uulzalga (Бурятия - Франция)...

В течение двух дней посетители «Музык мира» могли не только наслаждаться непрерывным мощным аудиопотоком, но и участвовать в сеансах коллективной импровизации на этноджеме. На поющие чаши, варганы, колокольца, литавры, диджериду, глюкофоны, этнические барабаны-бубны и даже пилу можно было не только любоваться, но и попробовать поиграть на них.

Параллельно музыкальному марафону в парадном дворе шли программы и внутри Шереметевского дворца: интерактивные экскурсии для взрослых и детей, творческие встречи с музыкантами и мастер-классы, на которых они рассказывали об инструментах, продолжающих звучать из глубины веков в регионах и республиках.

Профинансировал музыкальный этнофестиваль комитет по культуре.

- Главная идея события - сохранение национальных традиций и одновременно стремление говорить со зрителями на современном музыкальном языке, - говорит директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица. - Само название «Музыки мира» указывает на то, что разные национальные культуры одинаково самоценны, что музык много - мир един. Если европейская классическая музыка прочно входит в культурный опыт любого современного человека, то этническая, традиционная часто остается на периферии интересов. Между тем она оригинальна, самодостаточна, всегда современна и способна говорить с каждым о его корнях. Фестиваль «Музыки мира» видит свой долг в попытке исправить этот исторический перекос.

Особенно это важно для Петербурга - города, открытого всем, считает Метелица.

Помимо диалога народов фестиваль «Музыки мира» преследует и еще одну цель: популяризацию уникальной коллекции музыкальных инструментов народов мира, собранную петербургским музеем.

Это около 3,5 тысячи единиц хранения и примерно две трети из них - этнические. В музее хранятся инструменты практически из всех регионов земного шара - Европы, Азии, Африки, Австралии, Новой Зеландии, Океании, Ближнего и Дальнего Востока, стран бывшего СССР и, конечно же, со всей России.

Посредством фестиваля музей рассчитывал привлечь в свои стены новую молодую публику, обратиться к молодежи на современном языке и помочь ей самой обратиться к своим истокам. Кроме того, организаторы объявили конкурс среди молодых исполнителей этнической музыки. Победители (их выявит интернет-голосование и профессиональное жюри) получат приглашение на третий фестиваль «Музыки мира» в 2018 году.

К проведению музыкального марафона в музее нынче присоединились и национально-культурные объединения, действующие под крылом городского Дома национальностей. Например, местное башкирское сообщество установило на парадном дворе Шереметевского дворца юрту, чтобы представить гостям другую сторону культуры своего народа - жилище и традиции.

#фестиваль #этномузыка #музей

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?